Началось движение транспорта по первому (или, как его ещё называют, нулевому) участку новой федеральной трассы М12 «Москва — Казань».
Этот участок протяжённостью в 65 км — самое начало будущей автомагистрали. Он начинается у МКАДа и заканчивается съездом на «бетонку» А108 около города Орехово-Зуево (Московская область).
На этом отрезке трассы предусмотрено по 3 полосы движения в каждую сторону. Участок полностью освещён современными светодиодными фонарями, правда, установленными почему-то не на разделительной полосе, а на обочинах.
Кроме того, ради безопасности дорожного движения, все лесополосы по обе стороны участка трассы будут огорожены высокими заборами (а кое-где они уже установлены). Благодаря этому, лоси, кабаны и другие лесные обитатели защищены от потока машин, а он, в свою очередь — от них.
На «нулевом» участке М12 также имеются 11 искусственных сооружений, включая 2 развязки (с платной ЦКАД и трассой А108) и 2 моста через реки Клязьму и Вырку. Скорость движения ограничена на отметке в 130 км/ч, но на въезде на участок и съезде с него действует ограничение скорости в 60 км/ч.
Строительство этого участка, выполненное фирмой «Трансстроймеханизация», обошлось почти в 100 000 000 000 руб. Движение по участку, как и по всей будущей трассе — платное. За проезд легкового автомобиля берут 89 руб., пикапа и LCV — 133 руб., грузовика или автобуса — 178 руб., а за проезд фуры надо заплатить 267 руб.
Оплата за проезд производится с помощью безбарьерных рамок, которых от Москвы до Казани будет установлено 19. На обочине около каждой рамки установлен «чёрный ящик» внушительного размера (на фото ниже) — в нём расположены аккумуляторы для обеспечения бесперебойной работы рамки. При отключении электричества их хватает на день её работы.
За работу рамок отвечает отечественная фирма «Телематика». На них смонтированы телекамеры и лазерные датчики, которые определяют габариты транспортного средства, его передний и задний номера, а также наличие или отсутствие транспондерной карты.
Здесь следует отметить, что с этими картами сейчас имеются сложности: в продаже транспондеров нет из-за отсутствия нужных для них микрочипов — на сайте «Автодора» предлагают только оформить предварительный заказ.
Но если у автомобилиста нет транспондерной карты, то заплатить за проезд по новой трассе он может на сайте «Автодора» в течение 5-ти дней после поезки.
В противном случае ему придёт «письмо счастья» со штрафом в сумме 1 500 руб. для легкового автомобиля и до 5 000 руб. — для прочей техники. При этом в течение 2-х месяцев после вынесения постановления о штрафе и его оплаты, протокол будет аннулирован.
Что касается непосредственно движения по первому участку новой магистрали, то проехавшие по нему водители хвалят качество дорожного покрытия, но отмечают и ряд недочётов.
Например, мощные бетонные отбойники, разделяющие направления движения, есть везде, а вот обочина местами выделена только сплошной жёлтой полосой — отбойников-«рельсов» там нет.
Но ведь едва ли не самая распространённая причина аварий на междугородных трассах — сон за рулём. На участках М12, лишённых боковых отбойников, задремавший водитель может запросто улететь в кювет или врезаться в один из осветительных столбов. В обоих случаях последствия ДТП будут тяжелее, чем от удара в отбойник.
Ещё один недочёт — несмотря на то, что строительство «нулевого» участка М12 сильно опередило графики, но тут и там до сих пор трудится тяжёлая дорожно-строительная техника, а кое-где даже нет разметки. Необходимая инфраструктура пока полностью отсутствует — АЗС по обеим сторонам трассы только строятся.
Напомним, что федеральная трасса М12 «Москва — Казань» должна полностью открыться к концу 2024 г. Затем может быть принято решение об её продлении до Кузбасса (Кемеровская область).