Стало известно о том, что Волжский автозавод планирует начать разработку нового семейства двигателей для своих машин.
Причиной этого стало прекращение сотрудничества с фирмой Renault — из-за этого автомобили Lada лишились 16-клапанного атмосферного бензомотора Renault Н4МК (он же Nissan HR16) объёмом в 1,6 л.
Этот двигатель, развивающий мощность в 113 л. с. и крутящий момент в 152 Нм, устанавливался во все французские модели на платформе В0, которые собирались в России: в топовые комплектации седана Renault Logan и хэтчбека Renault Sandero (включая их вседорожные модификации Stepway), а также в базовое исполнение кроссовера Renault Duster.
Кроме того, такими движками оснащались некоторые модели «АвтоВАЗа», например, топовые комплектации хэтчбека Lada Xray и его вседорожной версии Cross, а также все машины из флагманской линейки Lada Vesta среднего уровня исполнения.
Поскольку этот мотор сейчас стал недоступен, на «АвтоВАЗе» и появилась идея о создании его замены, причём, увеличенного до 2 л. объёма. Но ведь такой двигатель быстро создать, что называется, на пустом месте явно не получится.
Всё просто — заготовка для такого двигателя у Волжского автозавода имеется — 4-цилиндровый атмосферный бензомотор ВАЗ-11179 объёмом в 1,8 л., развивающий мощность в 122 л. с. и крутящий момент в 170 Нм. Для седана Lada Vesta Sport его форсировали до 145 л. с. и 184 Нм.
По предварительной информации, кубатуру этого двигателя планируется нарастить, увеличив рабочий ход поршней. Кроме того, сами поршни будут совершенно новыми, с уменьшенной массой.
После этих, а также некоторых других доработок 2-литровый мотор «АвтоВАЗа» будет развивать мощность до 200 л. с. Это не выглядит фантастикой: инженеры из Тольятти вполне способны справиться с такой задачей.
При выполнении работ по созданию нового движка они вполне могут использовать опыт своих коллег из фирмы «Швабе», входящей в государственную корпорацию «Ростех».
Инженеры «Швабе» сумели взбодрить гораздо более архаичный двигатель ВАЗ-21214, которым оснащаются компактные внедорожники Lada Niva Legend и Lada Niva Travel.
Этот 4-цилиндровый атмосферный бензомотор объёмом в 1,7 л. получил увеличенный ход поршней и некоторые другие доработки. После модернизации его мощность увеличилась с 83 до 110 л. с., а крутящий момент — со 129 до 150 Нм.
В общем, повторим, что подобная задача инженерам «АвтоВАЗа» вполне по силам, так как двигатели для легковушек автопром России умеет делать лучше, чем всё остальное — известно немало по-настоящему удачных моторов, о которых автомобилисты нашей страны вполне заслуженно дают самые лестные отзывы.
Однако, из каждого правила бывают исключения, и мотор ВАЗ-11179, предполагаемый в качестве основы для нового двигателя — одно из них. К сожалению, он имеет целый ряд «детских болезней», которые специалисты Волжского автозавода так и не сумели исправить.
Более того, многие автоэксперты вообще считают эти проблемы неразрешимыми. Поэтому, ещё в апреле 2021 г. «АвтоВАЗ» перестал оснащать им большинство модификаций Lada Vesta.
Вкратце рассмотрим эти неприятности. Первая и, пожалуй, самая главная из них — очень высокий расход масла, который свойственен как новым, так и давно прошедшим обкатку моторам.
Его показатели доходят до абсурда: на совсем свежих автомобилях, оснащённых мотором ВАЗ-21179, приходится доливать до 0,5 л. масла на 1 000 км пробега.
Примечание редакции: автор этой статьи, немало поездивший на «Москвич-2140SL» и ВАЗ-21140, искренне сочувствует владельцам «Вест» с таким движком.
Даже давным-давно созданный мотор УЗАМ-412 (к слову, масляный аппетит у него уже изначально был ничего так…), которым был оснащён его «Москвич», выпущенный в далёком 1984 г., хотя и требовал долива масла, но в куда меньшем объёме — примерно 0,3 л. на 1 000 км.
Что же касается «Самары», сошедшей с конвейера в 2005 г. и купленной автором 4-летней, то её 8-клапанный мотор ВАЗ-2111 в этом плане сидел на «строгой диете» — ему требовалось, самое большее, 40−50 мл. масла на каждые 1 000 км пробега.
И это при том, что оба автомобиля были куплены подержанными («Москвичу» на момент приобретения было уже 16 лет), после чего автор провёл небольшой тюнинг их двигателей, которые затем обслуживал вовремя и правильно.
Одним словом, такой расход масла просто неприемлем для созданного в нынешнем веке мотора. И ведь давно известно, что именно провоцирует «масложор» — лёгкие Т-образные поршни с очень короткими юбками.
Ещё один момент: на этих злосчастных поршнях установлены сплошные маслосъёмных кольца, применение которых само по себе ведёт к повышенному расходу масла на высоких оборотах двигателя.
Почему инженеры «АвтоВАЗа» не сумели избавить двигатель от обоих неприятностей за почти 7 лет его производства (с сентября 2015 г.) — остаётся загадкой.
Справедливости ради следует отметить, что на Волжском автозаводе ещё в 2019 г. сообщили об исправлении ситуации с расходом масла, о чём мы тогда же и рассказали.
Но результат работы, которую провели инженеры "АвтоВАЗа", к сожалению, оказался далёким от идеала — смазки самым мощным двигателям крупнейшего российского автопроизводителя по-прежему требуется очень много.
Увы, но достойный сразу и Гаргантюа, и Пантагрюэля аппетит на масло — не единственный недостаток мотора ВАЗ-11179. В следующий раз мы рассмотрим остальные «засады», портящие впечатление от этого, надо отметить, относительно неплохого по характеристикам двигателя.