В последние шесть месяцев рынок автопроката в России терпит изменения. Обусловлено это резкими темпами инфляции, изменениями приоритетов у граждан и некоторыми другими тенденциями. Это направление рынка в нашей стране недооценено по сравнению с аналогом в Европе. Сейчас в России применяют около 50-70 тыс. автомобилей для организации проката. В ЕС этот показатель составляет более 2 млн. единиц.

Автопрокат в России: повышение тарифов и проблемы, возникшие из-за санкций

После пандемии появилась четкая тенденция роста интереса россиян к маршрутам и путешествиям по просторам РФ. Это привело к популяризации автомобильного туризма. Его границы были расширены до Камчатки, Чукотки, Сахалина, автопроката в Калининграде. Это стало причиной роста аренды туристического автотранспорта, к которому относятся внедорожники, джипы и некоторые другие модели.

Эксперты утверждают, что российский рынок автопроката находится на стадии зарождения, поэтому индустрия отрегулирована мало. Нет четкой сегментации автомобилей. Из-за этого клиент может заплатить крупную сумму, а получить недорогую машину.

Рынок каршеринга

Это направление в нашей стране стало развиваться около 10 лет назад. Сначала тенденция к его развитию наметилась в Москве и Санкт-Петербурге. После операторы стали подключать новые города. В столице это направление представлено автомобилями разных классов, в том числе грузовыми. Главные клиенты – туристы. Особенно это заметно в таких городах, как Калининград, Сочи, Крым.

В 2022 году особенно остро встала финансовая проблема, которая коснулась обслуживания транспорта. Чем больше автопарк – тем больше трат нужно сделать. На фоне экономического кризиса поднятие стоимости услуг не было выходом, поскольку конкуренцию этому направлению представляют такси, которые переложили свои расходы на владельцев транспортных средств. Из-за этого появились все предпосылки к тому, чтобы собственники бизнеса смогли получить сверхприбыль.

Еще одна особенность, которая «ударила» по направлению – возросшая стоимость автомобилей. С начала 2022 года она увеличилась в два раза. Для сравнения: годом ранее этот показатель составил в среднем 20%. Это приводит к значительному удорожанию стоимости автозапчастей и подержанных автомобилей. Продлевать лизинг для каршеринга нет смысла, поэтому многие продавцы приняли решение о продаже автотранспорта и фиксации прибыли.

Эксперты отмечают: вместе с сокращением автопарка будет продолжать расти стоимость автомобилей. Она не будет выше в сравнении с такси, поэтому есть все перспективы, что каршеринг сможет показать рост выручки и прибыли до того момента, когда появится необходимость в новых транспортных средствах. Для клиентов этот способ остается популярным поскольку оплачивать можно только время, полностью сохраняя свободу передвижения.

Катастрофическое снижение прибыли от автопроката

Сначала в снижении прибыли в сфере автопроката винили пандемию. В общей сложности доходы рухнули от 30 до 80%. Служба практически всегда была ориентирована на иностранцев, но из-за закрытых границ в результате разных обстоятельств туристы практически перестали посещать страну. Автомобили в прокат берет преимущественно местное население, а срок аренды составляет несколько часов.

Прогнозы развития описываемой сферы носят положительный характер, поскольку есть все перспективы для роста и совершенствования. Во многих населенных пунктах рынок аренды не достиг точки насыщения, не сказывается на спросе в отношении личного автотранспорта. Улучшить свою экономическую ситуацию смогут многие компании с учетом международного опыта. Он предполагает разработку отдельных тарифных планов на дальние поездки.

Тенденции:

  • Мировая аудитория каршеринга к 2025 году может увеличиться до 36 млн человек. Они будут использовать около 427 тыс. транспортных средств ахного класса.
  • К 2022 году общемировое число активных пользователей может возрасти до 3,5 млн. человек.
  • Наибольшее количество клиентов услуг автопроката составляют граждане России в возрасте 21-35 лет.
  • Многие пользуются услугами сразу нескольких фирм прокатов.
  • Ежемесячные траты составляют от 2 до 4 тыс. рублей.

В 2017-2019 г. г. на рынке РФ работало около 25 компаний, предлагающих услуги автопроката. Постепенно произошло уменьшение количества компаний. Уход операторов с рынка обусловлен более длительными периодами окупаемости бизнеса, низкой доходностью и возрастающей конкуренцией.

Отдельные эксперты отмечают разукрупнение компаний, но мелким операторам сложнее выживать в новых реалиях рынка. Особенно это касается компаний, у которых истекают лизинговые контракты. Это приводит к необходимости возвращать авто собственникам, но дефицит из-за санкций на рынке делает невозможной приобретение нового транспорта. Еще одна сложность заключается в том, что производители перестали выдавать квоты и бонусы, а в лизинговых компаниях ставка возросла с 8 до 20%.

Основные проблемы

Эксперты считают, что китайские производители не смогут полностью удовлетворить потребность в автомобилях. Это связано не только с высокими ценами, но и с нарушенной логистикой. Отечественные модели не подходят по другим причинам. Операторы проводили эксперименты, которые подтвердили: пробег таких транспортных средств достигает в среднем 120 тыс. км в год. Отечественные автомобили приходилось списывать до окончания срока действия лизинговых договоров.

Вторая проблема связана со сложностями поставок комплектующих. Многие крупные компании вынуждены были приостановить работу на территории нашей страны. Предприятия, имеющие на складах запас деталей, подняли стоимость на них минимум на 20%. Из-за стоимости роста автомобилей, комплектующих ставок по лизинговым договорам стоимость автопроката в России будет расти, что приведет к снижению спроса.

Еще одна сложность заключается в том, что большинство крупных компаний автопроката и каршеринга расположены в крупных городах европейской части РФ. Обусловлено это:

  • недостаточно развитой инфраструктурой в глубинке;
  • особенностью менталитета россиян;
  • относительно низкой ценой на услуги такси;
  • плохими дорогами.

Исправить эти пункты сложно, требуется много времени, поэтому развитие направления в небольших населенных пунктах может оказаться затруднительным. В долгосрочной перспективе возможен выход арендного бизнеса за пределы мегаполисов, но при решении проблем.

Сложности есть и у компаний, которые недавно появились на рынке в этом сегменте. Гибкое ценообразование, разработка и внедрение акционных предложений позволяют привлечь клиентов, но не на длительное время. Часто в дальнейшем происходит слияние с более крупными компаниями или закрытие фирмы. Отметим, что практически все операторы в регионах – представители столичных предприятий, работающие по франшизе.

Разрешить ситуацию для компаний автопроката можно, установив едины тариф для всех операторов, создав единый закон, регулирующий деятельность подобных компаний. Многие отмечают и необходимость привлечения машин отечественного производства. Сейчас выдвигается много инициатив, но дальше они не имеют движения. Есть все перспективы, что на рынке останутся исключительно крупные компании в небольшом количестве.