Итак, мы уже знаем о том, что будет представлять собой упрощённая Lada Granta, а также о том, какой уровень безопасности предоставляет ездокам нормальная версия этого автомобиля. В упрощённой же от него мало что останется.
Вчера мы вспомнили о результате проведённого российской газетой «Авторевю» краш-теста «Гранты», оснащённой парой фронтальных эйрбэгов и преднатяжителями передних ремней безопасности — его итоги оказались на удивление неплохими, но только для отечественного автопрома. Впрочем, удивляться тут нечему — Lada Granta ориентирована, прежде всего, на местный рынок.
В то же время, например, в Германии или Японии (да и в любой другой цивилизованной стране) компетентные ведомства не допустят машину со столь низким уровнем безопасности на дороги общего пользования.
Автомобиль же, лишённый таких элементарных средств безопасности, как эйрбэги и преднатяжители, скорее всего, просто не разрешат продавать — разве только в каких-нибудь совсем уж отсталых странах. И для этого есть самые серьёзные основания.
Возьмём, например, Россию. Ежедневно в ней происходит, в среднем, 400 ДТП, в которых погибают 40−45 человек. Примерно треть от общего числа аварий составляют лобовые столкновения, справедливо считающихся самыми тяжёлыми из ДТП — именно они дают основное количество погибших и пострадавших на дорогах.
В основном, такие аварии происходят на трассах либо на крупных городских улицах (как правило, в те часы, когда трафик не слишком плотный — например, поздним вечером). Главные причины — значительное превышение скоростного режима или выезд на встречную полосу, часто сопряжённый с тем же самым превышением скорости.
Мы не зря особо отметили фактор превышения скорости — именно он является причиной самых страшных последствий лобовых столкновений. Вспомним, что в проводимых по методике EuroNCAP краш-тестах испытываемый автомобиль врезается в неподвижное препятствие на скорости в 64 км/ч. Но так ли часто это случается в действительности?
Для начала скажем следующее: тяжесть последствий лобовых столкновений в первую очередь связана с тем, что участвующие в них автомобили движутся навстречу друг другу.
Вспомним беззаботное детство, периодически омрачаемое необходимостью посещать уроки: в школьном курсе физики за 8 класс говорится, что к скорости одного из сталкивающихся предметов добавляется скорость другого.
Если при этом ещё и вспомнить то, что образующаяся при их столкновении кинетическая энергия пропорциональна квадрату скорости этих предметов, то о последствиях лобового столкновения становится жутко даже думать.
Здесь следует отметить, что некоторые автомобилисты (видимо, не слишком хорошо учившиеся) считают, что скорость автомобилей удваивается при их лобовом столкновении. Это ошибка: например, если одна из столкнувшихся машин ехала со скоростью в 55 км/ч, а другая — со скоростью в 60 км/ч, то их суммарная скорость составит 115 км/ч, а не 330 км/ч, как можно было бы подумать.
А теперь вспомним, что скорости на трассах — отнюдь не те 64 км/ч, до которых разгоняют автомобиль в краш-тесте. Да и стрит-рейсеры, гоняющие по ночным проспектам «жмут тапку» до упора. Разумеется, кинетическая энергия удара, возникающая на высоких скоростях намного выше показателя, получаемого при тестировании.
Одним словом, скорость столкнувшихся лоб в лоб автомобилей является главным фактором, влияющим на тяжесть последствий таких ДТП — чем она ниже, тем меньше риск гибели участников аварии или получения ими тяжёлых травм. Но есть и другие факторы, напрямую на него влияющие.
Наиболее важные из них — разница в массе столкнувшихся автомобилей и отличия в их конструкции. О том, на что именно они влияют, мы расскажем в следующий раз.