На шасси среднетоннажных грузовиков КамАЗ «Компас», выпуск которых стартовал в конце прошлого года, будут делать новые автобусы среднего класса.
Их производством займётся ульяновская фирма СИМАЗ, в настоящее время выпускающая автобусы СИМАЗ 2258 на шасси японских грузовиков Isuzu NPR или Isuzu NQR. Санкции ульяновцам не помешали, но руководство СИМАЗ решило предусмотреть все возможные варианты развития событий.
Переход на новое шасси для фирмы не будет затруднительным: семейство КамАЗ «Компас» представляет собой адаптированные под наши дорожные условия китайские грузовики JAC N-Series. Последние по конструкции и компоновке очень похожи на модели Isuzu, поэтому, затруднений при установке кузовов СИМАЗ-2258 на шасси из Набережных Челнов не возникнет.
Сейчас российско-китайские КамАЗы представлены в 2-х вариантах исполнения: 43089-F5, он же «Компас-9», полной массой около 9 000 кг и грузоподъёмностью в 4 900 кг, а также 43082-H5 («Компас-12») полной массой примерно в 10 000 кг и грузоподъёмностью в 6 500 кг. Обе модификации оснащены турбодизелями Cummins ISF3.8, развивающими мощность в 154 и 168 л. с. соответственно.
По своим характеристикам оба «китайца» превосходят Isuzu NPR и Isuzu NQR – они, в частности, более богато оснащены, а также немного мощнее, но при этом расходуют меньше горючего. Кроме того, грузовики из Татарстана стоят дешевле своих японских собратьев – пусть даже сборка последних и локализована в России. Поэтому ульяновский производитель автобусов от применения шасси «КамАЗ «Компас» только выиграет.
Интересно, что это – далеко не первая новость от крупнейшего в нашей стране производителя грузовых автомобилей, появившаяся в ближайшее время. Такой активности Камского автозавода прочие отечественные автопроизводители могут только позавидовать, особенно, в нынешних условиях.
Да, КамАЗ попал под санкции из-за того, что выпускает армейские грузовики, в связи с чем немецкая фирма Daimler Truck приостановила сотрудничество с ним. В связи с этим Камский автозавод был вынужден временно прекратить производство грузовиков из современных модельных линеек «К4» и «К5», оставив на конвейере только свои классические машины из семейства «К3», которые выпускаются, неспешно эволюционируя, с 1976 г., то есть, со времени запуска предприятия.
Впрочем, сейчас их эволюция прекращена: на КамАЗы-ветераны ставят двигатели, соответствующие безнадёжно устаревшему экологическому классу «Евро-2» - ничего более современного российская автоагрегатная промышленность производить не в состоянии. Правда, это временно – сейчас для КамАЗов разрабатывается совершенно новый турбодизель, отвечающий всем современным требованиям.
Ещё факт – объём производства в Набережных Челнах, конечно, снизился, однако, не до такой степени, что автогигант оказался в убытке – прибыль очень даже имеется. Более того, в нынешнем году завод намерен увеличить выпуск грузовиков, в том числе, предназначенных для экспорта, и даже открыть свои сборочные предприятия в Аргентине и Мьянме.
Одним словом, дела у автогиганта из Татарстана, несмотря на кризис, идут весьма неплохо, чего нельзя сказать о других отечественных автопроизводителях, поведение руководства которых порой удивляет.
Возьмём, к примеру, калининградский «Автотор». Он начал работу в мае 1997 г., причём, стал в «лихие 90-е» первым в России предприятием, выпускающим иномарки. При этом, «Автотор» сумел не только выжить в нашей, не слишком-то благоприятной для ведения бизнеса, стране, но даже расширил список фирм, с которыми сотрудничал – в него, например, вошли BMW и Ford Motor Co.
А что происходит в Калининграде сейчас? Там по-прежнему выпускаются машины южнокорейских марок KIA и Hyundai, а сборка «немцев» и «американцев» прекращена на неопределённый срок. Причём, последнее случилось отнюдь не вчера, а примерно пару месяцев назад.
За это время «Автотор» вполне мог бы найти для себя новых партнёров, однако, этого не случилось. Правда, появилась информация о том, что завод ведёт переговоры с какими-то автопроизводителями, но никакой конкретики по этому поводу нет. А часики-то тикают…
В итоге руководство предприятия выкручивается как может: некоторые из временно потерявших работу заводчан, например, получат путёвки в санаторий. Кроме того, желающим сотрудникам «Автотора» предложено, в буквальном смысле слова, перейти на натуральное хозяйство – для них подготовлены земельные участки по 10 соток и организована продажа семенной картошки.
Можно даже представить, как будет работать «Автотор» в связи с последним событием: на освободившихся производственных линиях завода можно начать выпуск различного сельскохозяйственного инвентаря и мотокультиваторов – разумеется, премиум-класса. Всё это, вместе с расширением посевных площадей, без сомнения, поможет заводчанам стать заправскими фермерами.
Конечно, это лишь фантазии. Реальность же такова, что КамАЗ оказался единственным российским автопроизводителем, который сумел оперативно отреагировать на все изменения, случившиеся в России за последнее время и создавшие на автомобильном рынке нашей страны практически катастрофическую ситуацию. Но можно с уверенностью сказать, что уж где-где, а в Набережных Челнах катастрофы точно не случится.