Фирма Ural Motorcycles (бывший Ирбитский мотоциклетный завод) объявила о прекращении производства своих легендарных мотоциклов в нашей стране.
Но это не значит, что в их 82-летней истории поставлена точка — просто, производство знаменитых сайдкаров перенесли из Ирбита (Свердловская область) в Петропавловск (административный центр Северо-Казахстанской области).
Причиной этого стали санкции, введённые в отношении России из-за последних внешнеполитических событий. Как рассказал журналистам генеральный директор Ural Motorcycles Илья Хаит, сборочное производство было вынуждено переехать за границу из-за невозможности импорта иностранных узлов и агрегатов, которыми оснащаются современные «Уралы», а также в связи с затруднениями в экспортных поставках мотоциклов — в России введены контрсанкции, которые, в частности, запрещают до 31 декабря 2022 г. вывоз из страны любых мотоциклов.
И. Хаит также отметил: «Мы не можем ничего ни ввезти, не вывезти — на экспорт появились огромные тарифы. В Австралии они составляют 35%, в Канаде — 35%, в США — 10%, а поставки мотоциклов в Японию прекратились вообще. Теперь мы, как минимум, сможем отправлять готовую продукцию зарубежным покупателям из Казахстана».
Но и сам Ирбитский мотоциклетный завод не закрылся: там по-прежнему производятся рамы мотоциклов и колясок, «люльки», а также другие узлы и агрегаты отечественного производства. Затем всё это «в коробках» будет отправляться в Казахстан для окончательной сборки мотоциклов.
Почему был выбран именно Петропавловск? Как пояснил И. Хаит, это — большой индустриально развитый город, большинство населения которого говорит на русском языке. Кроме того, в России и Казахстане схожие юридические режимы работы, а порядок пересечения границы между странами упрощён. Поэтому такой перенос производства за пределы России оказался самым простым и быстрым.
В Петропавловске фирма Ural Motorcycles приобрела производственные помещения общей площадью в 7 000 кв. м. Из них 2 000 кв. м. приходится на сборочный цех, а остальной метраж — на склады и вспомогательные помещения. Для работы на этом производстве будут наняты местные жители.
При этом часть работников Ирбитского мотоциклетного завода была сокращена. Если в начале текущего года на предприятии работало 120 человек, то сейчас 26 из них уже уволилось, а ещё 5 сотрудников получили уведомления об увольнении.
Кстати, а много ли в современных «Уралах» импортных узлов и агрегатов? Вооружась чемоданчиком инструментов и «раскидав» мотоцикл на запчасти, мы найдём среди них: из Италии — дисковые тормоза Brembo, рулевой демпфер Marzocchi и систему зажигания Ducati Energia, из Швеции — подшипники SKF, из Германии — амортизаторы ZF Sachs, шины Heidenau, шестерни КПП, маслонасоса и ГРМ, а также валы КПП Herzog. Ещё там есть инжектор Bosch, иногда заменяемый аналогом от международной фирмы Delphi.
Имеется в мотоцикле и продукция японских фирм. Это свечи и «бронепровода» NGK, генератор и прочая электрика Denso Corporation, а также аккумулятор YUASA. А до появления на «Уралах» инжекторов они оснащались японскими карбюраторами Keihin.
Что же в «Урале» осталось российского? Рамы самого мотоцикла и коляски, её корпус, почти весь двигатель, картер и некоторые детали КПП, оптика (и то не вся), обода и спицы колёс, фурнитура (подножки, педали, рычаг заднего хода
Это в полной мере относится и к обновлённому сайдкару Ural Gear Up, недавно представленному производителем. Он по-прежнему оснащён 2-цилиндровым оппозитным мотором воздушного охлаждения, развивающим мощность в 41 л. с. при объёме в 750 куб. см., но там появились новые поршни, впускной коллектор и выхлопная система. Это позволило сделать мотоцикл соответствующим экологическому стандарту «Евро-5».
Кроме того, рестайлинговый Ural Gear Up получил новый кованый маятник в передней подвеске и задний тормоз с 2-мя независимыми суппортами. В качестве основного используется 2-поршневой гидравлический, а как «ручник» — механический, с тросовым приводом. Наконец, у мотоцикла появилась более прочная и удобная в использовании центральная подставка.
Руководство Ural Motorcycles надеется с помощью обновлённого Ural Gear Up довести производство мотоциклов в нынешнем году до 1 300 единиц (в 2021 г. тираж «Уралов» составил 1 150 экземпляров). Практически все российские сайдкары пойдут на экспорт — вряд ли мотоциклисты нашей страны готовы в нынешних условиях заплатить за Ural Gear Up сумму в 1 189 000 руб.