Санкции, введённые в отношении нашей страны из-за последних внешнеполитических событий, похоже, могут возродить, казалось бы, «почившую в бозе» российскую школу автомобильного конструирования.

В России разработаны опорные подшипники передовой конструкции

Несколько часов назад мы рассказали о новой разработке из Тольятти — 3-осном внедорожном шасси, созданном на базе грузовичка ВИС-2346. Сейчас стало известно о весьма интересном проекте Саратовского государственного технического университета им. Ю.А. Гагарина (СГТУ).

Там подготовлен проект совершенно новых опорных подшипников для передней подвески со стойками МакФерсона. Обычно, в роли верхних опор стоек используются шариковые подшипники качения, а в СГТУ вместо них разработали подшипники скольжения (проще говоря, вкладыши) на масляной подушке.

подшипник 4 Устройство газомасляной стойки МакФерсона

Как рассказал журналистам один из авторов этой разработки, профессор СГТУ Альберт Королёв, опорные шариковые подшипники довольно быстро приходят в негодность из-за вибраций и ударных нагрузок, возникающих при езде по ухабистым российским «направлениям». На них также очень негативно воздействуют влага и грязь наших дорог.

Кроме того, в шарикоподшипниках применяется легированная сталь, а их изготовление требует прецизионного оборудования и высокой точности обработки. Поэтому такие детали весьма сложны в производстве и, соответственно, немало стоят.

опора Схема верхней (шаровой) опоры с шарикоподшипником для стойки МакФерсона

Созданные в Саратове подшипники скольжения оказались гораздо дешевле в производстве. К тому же, испытания показали, что эти вкладыши гораздо более устойчивы ко всем негативным воздействиям, возникающим при езде. Соответственно, их ресурс оказался существенно выше, чем у традиционных шарикоподшипников.

Учёные из СГТУ уже передали своё изобретение испытателям «АвтоВАЗа», которые высоко оценили новинку. Мало того, достигнуты некоторые договорённости с предприятиями, производящими узлы и агрегаты для автомобилей Lada, которые все комплектуются стойками МакФерсона.

подшипник 2 Эскиз опорных подшипников скольжения, разработанных в СГТУ

Точных данных о датах запуска серийного производства новых опорных подшипников и их внедрения в изделия отечественного автопрома пока что нет. Видимо, ждать этого придётся долго: чрезвычайно инертная российская промышленность предпочитает, например, возвращение к безнадёжно устаревшим экологическим классам (вплоть до «Евро-0») — интереса к инновациям она не показывает.