Санкции, введённые в отношении нашей страны из-за последних внешнеполитических событий, похоже, могут возродить, казалось бы, «почившую в бозе» российскую школу автомобильного конструирования.
Несколько часов назад мы рассказали о новой разработке из Тольятти — 3-осном внедорожном шасси, созданном на базе грузовичка ВИС-2346. Сейчас стало известно о весьма интересном проекте Саратовского государственного технического университета им. Ю.А. Гагарина (СГТУ).
Там подготовлен проект совершенно новых опорных подшипников для передней подвески со стойками МакФерсона. Обычно, в роли верхних опор стоек используются шариковые подшипники качения, а в СГТУ вместо них разработали подшипники скольжения (проще говоря, вкладыши) на масляной подушке.
Устройство газомасляной стойки МакФерсона
Как рассказал журналистам один из авторов этой разработки, профессор СГТУ Альберт Королёв, опорные шариковые подшипники довольно быстро приходят в негодность из-за вибраций и ударных нагрузок, возникающих при езде по ухабистым российским «направлениям». На них также очень негативно воздействуют влага и грязь наших дорог.
Кроме того, в шарикоподшипниках применяется легированная сталь, а их изготовление требует прецизионного оборудования и высокой точности обработки. Поэтому такие детали весьма сложны в производстве и, соответственно, немало стоят.
Схема верхней (шаровой) опоры с шарикоподшипником для стойки МакФерсона
Созданные в Саратове подшипники скольжения оказались гораздо дешевле в производстве. К тому же, испытания показали, что эти вкладыши гораздо более устойчивы ко всем негативным воздействиям, возникающим при езде. Соответственно, их ресурс оказался существенно выше, чем у традиционных шарикоподшипников.
Учёные из СГТУ уже передали своё изобретение испытателям «АвтоВАЗа», которые высоко оценили новинку. Мало того, достигнуты некоторые договорённости с предприятиями, производящими узлы и агрегаты для автомобилей Lada, которые все комплектуются стойками МакФерсона.
Эскиз опорных подшипников скольжения, разработанных в СГТУ
Точных данных о датах запуска серийного производства новых опорных подшипников и их внедрения в изделия отечественного автопрома пока что нет. Видимо, ждать этого придётся долго: чрезвычайно инертная российская промышленность предпочитает, например, возвращение к безнадёжно устаревшим экологическим классам (вплоть до «Евро-0») — интереса к инновациям она не показывает.