Как известно, на днях Евросоюз принял новый, уже 5-й по счёту, пакет санкций в отношении России. В нём имеется пункт, сулящий большие проблемы авторынку нашей страны.

Сможет ли автопром России ответить на новые санкции?

Им стал вступающий в силу 10 июля нынешнего года запрет на поставки в Россию различной автотехники. С этого дня прекратится действие всех контрактов, которые были заключены с иностранными фирмами до 9 апреля текущего года.

Под запрет попал экспорт в Россию всех дизельных, бензиновых и газовых грузовых автомобилей полной массой от 5 000 до 10 000 кг, магистральных седельных тягачей, а также широкой номенклатуры специальной техники, которая монтируется на автомобильных шасси.

груз 2

В её перечне значатся бетономешалки, самосвалы (в том числе, предназначенные для эксплуатации вне дорог), автокраны, манипуляторы «Сам гружу — сам воду», передвижные мастерские, подметально-уборочные и поливомоечные машины, а также прицепы и полуприцепы — в том числе, сельскохозяйственные и с автоматической разгрузкой.

Кроме того, под запрет попали поставки гусеничных тракторов, бульдозеров, экскаваторов, фронтальных и вилочных погрузчики, а также всех видов спецтехники, предназначенной для перевозки грузов на небольшие расстояния в ограниченном пространстве — например, в портах, аэропортах и на больших складах.

груз 3

В новом пакете санкций также предусмотрен запрет на предоставление «технической помощи, посреднических услуг или других услуг, связанных с товарами и технологиями», касающийся, в частности, всех вышеупомянутых видов техники, которые уже были проданы в России. Соответственно, к нам не будут ввозиться расходники и запчасти для неё, а также инструменты и оборудование для её обслуживания и ремонта.

Это создаст весьма серьёзную проблему. Например, около 15% от российского парка грузовых автомобилей (это более 388 200 единиц) составляют модели производства фирм европейской «Большой семёрки» — Volvo, Daimler Truck, Scania, MAN, IVECO, DAF и Renault. Ещё 83 500 машин — японские грузовики Isuzu.

груз 4

В то же время 27% грузового автопарка нашей страны, насчитывающего почти 2 700 000 машин, составляет продукция КамАЗа. Кстати, его официальный представитель, Олег Афанасьев, уже отметил в беседе с журналистами издания «Газета.Ru», что в номенклатуре автогиганта из Татарстана есть бетономешалки, мусоровозы, самосвалы разных видов и грузовики с манипуляторами. При этом КамАЗ может нарастить объёмы выпуска таких машин настолько, что её покупатели просто не заметят уход европейских марок из этого сегмента авторынка.

То же самое говорят и представители других российских автозаводов. Например, пресс-служба ГАЗа сообщила о том, что на базе основных моделей грузовиков из Нижнего Новгорода выпускается широкий ассортимент спецтехники для коммунального и дорожного хозяйства, а также для малого и среднего бизнеса. Все эти модели аналогичны поставлявшимся из Европы.

груз 5

Впрочем, в то же самое время, представители автозаводов пока не в состоянии дать ответ на злободневные вопросы, касающиеся сроков замещения выпавших из-за ухода зарубежных фирм объёмов авторынке, а также поиска поставщиков комплектующих для уже проданной техники. Впрочем, эта проблема потихоньку начинает решаться.

Немаловажен также и вопрос наличия в России собственных технологий и компетенций, необходимых для организации производства и обслуживания отечественных образцов современных грузовиков и различной спецтехники. В СССР всё это было, пусть даже и не на уровне лучших мировых стандартов, а вот удастся ли вновь создать подобное производство — пока неясно.

груз 6