Введённые в отношении России санкции оказались серьёзной помехой для нормальной работы автозаводов нашей страны. Причиной этого стало прекращение поставок запчастей целым рядом иностранных фирм.
В первую очередь, это ударило по «АвтоВАЗу», который даже был вынужден отправить своих сотрудников в корпоративный отпуск, который перенесли с лета на апрель. После него Волжский автозавод не сможет выпускать машины семейства Lada Vesta, а также все модели, созданные на базе французcкой платформы В0: Lada Largus, Lada Xray и все Renault.
Возьмём, к примеру, модель Lada Vesta. Выпускаемый в Ижевске флагман «АвтоВАЗа» оснащается электронными блоками ABS и ESP производства фирмы Bosch, термостатами фирмы Behr и деталями ГРМ фирмы INA.
Кроме того, в Lada Vesta устанавливаются компрессоры кондиционеров из Чехии, детали тормозных механизмов из США, катушки зажигания из Италии и генераторы из Турции. Всё это сейчас в Россию не поставляется, а обещанных договорённостей с азиатскими (в первую очередь, китайскими) производителями автомобильных узлов и агрегатов пока не видно.
В итоге с конвейеров «АвтоВАЗа» пока будут сходить только легковые автомобили из линейки Lada Granta и компактные внедорожники Lada Niva Legend. Но все модели будут существенно упрощены — в частности, они останутся без ABS, ESP, подушек безопасности и системы вызова экстренных служб «ЭРА-ГЛОНАСС».
Вдобавок, все Lada Granta останутся с одним или двумя датчиками кислорода. Будут также упрощены электронный блок управления мотором и его программное обеспечение. Всё это снизит уровень содержания вредных веществ в выхлопных газах с соответствия нынешнему экологическому стандарту «Евро-5» до устаревшего «Евро-2». Аналогичным образом на «АвтоВАЗе» собираются поступить с моделями Lada Niva Travel и Lada Vesta.
Не лучше обстоят дела и у российских производителей грузовиков. Очередная «засада» здесь в том, что шведская фирма SKF, являющаяся крупнейшим в мире производителем подшипников, остановила свой завод в России.
Продукция этого предприятия поставлялась на заводы ГАЗ и КамАЗ. Сейчас товарных запасов подшипников SKF, нужных для автопрома, в России осталось на 1−2 месяца, а что будет потом — пока неизвестно. Никакой информации о новых поставщиках этих важных деталей пока что нет.
Кроме этой напасти, ГАЗ сейчас лишается дизельных двигателей концерна Volkswagen Group AG. С американскими дизелями Cummins ISF ситуация пока неясная — они выпускаются по лицензии в Китае, который не поддержал санкции. Учитывая то, что в Поднебесной к авторскому и лицензионному праву относятся весьма вольно, поставки этих моторов могут и не прекратиться.
Что касается КамАЗа, то он уже в полной мере ощутил нехватку импортных узлов и агрегатов, которые нужны, в частности, для производства моделей из новой линейки «К5». Это разработанные совместно с немецкой фирмой Liebherr дизели, кабины Daimler Truck, коробки передач и ведущие мосты производства ZF Sachs, а также топливная аппаратура Bosch.
Кроме того, на некоторых модификациях грузовиков из Набережных Челнов использовались поставляемые из США дизели Cummins и коробки передач Allison. Разумеется, сейчас поставки всего этого на Камский автозавод из Германии и Северной Америки прекращены на неопределённый срок.
Из-за произошедшего на конвейере КамАЗа сейчас остались только грузовики из классической для него модельной линейки «КЗ». Они комплектуются «родными» моторами, коробками передач и мостами, а также топливной аппаратурой производства Алтайского завода прецизионных изделий, соответствующей экологическому стандарту «Евро-2».
А вот расположенный в Миассе (Челябинская область) УралАЗ решил максимально локализовать в России производство нужных ему агрегатов, которые раньше завозились из Китая (об этом мы уже рассказали). Большинство же отечественных автопроизводителей не считает нужным рассекречивать возникшие у них из-за санкций сложности.
Они, в частности, очень неохотно рассказывают о сотрудничестве с иностранными поставщиками, в том числе, о поиске новых, а также о степени локализации своих модельных линеек. Например, согласно официальным данным, локализация машин «АвтоВАЗа» составляет, в среднем, 85%, а КамАЗа — 80%. Однако, проверить эти цифры на практике весьма непросто.
Впрочем, власти России не остались в стороне от происходящего — ими разработан ряд мер, призванных поддержать отечественный автопром и обеспечить бесперебойную работу его конвейеров. О том, что это за меры и как они будут работать, мы расскажем в следующий раз.