Как и следовало ожидать, всё, случившееся после 22 февраля, уже начало сказываться на автомобильном рынке нашей страны. Ситуацию, конечно, нельзя назвать критической, но некоторые трудности уже имеют место быть.
В первую очередь, как это ни странно, они коснулись состоятельных автомобилистов. Например, британская фирма Jaguar Land Rover приостановила отправку в Россию новых автомобилей. И причиной стали отнюдь не санкции: автопроизводитель просто не может спрогнозировать, что будет с российской валютой и сейчас изучает все возможные риски.
Похоже, что британцы не лукавят: напомним, что у Jaguar Land Rover весьма странная логистика поставок своих автомобилей в Россию: Land Rover Discovery завозятся к нам из Словакии, Land Rover Defender и все модели Range Rover — из Великобритании, а паркетники Jaguar E-Paсe и Jaguar I-Pace — с австрийского завода Magna Steyr. Понятно, что при нынешней неразберихе руководство фирмы немного растерялось.
Но в этом нет ничего особо страшного для авторынка нашей страны — британская фирма производит очень дорогие нишевые модели, спрос на которые невелик. Например, в прошлом году в России было продано 6 388 внедорожников Land Rover и Range Rover, а также 521 Jaguar: по сравнению с объёмами продаж на авторынке нашей страны — капля в море.
Затем, в последующую пару дней, с такими же заявлениями выступили Chevrolet, Opel, Peugeot, Citroёn, BMW, а также Volkswagen и принадлежащие ему Audi, Škoda и Porsche. Это уже серьёзнее, чем Jaguar Land Rover — суммарная доля продаж автомобилей всех этих марок на российском рынке составляет около 25%.
Более того, российское представительство Volkswagen перестало отгружать своим дилерам уже ввезённые в нашу страну автомобили всех марок, входящих в немецкий концерн. А вот никаких сведений об ограничении их поставок из-за рубежа пока не поступало.
Кроме того, в ряде автомобильных СМИ появилось сообщение о приостановке работы российского завода концерна Volkswagen Group AG, расположенного в Калуге. А ведь там ведётся сборка российских бестселлеров концерна — Volkswagen Tiguan, Volkswagen Polo и Skoda Rapid. Годовой тираж производства этих моделей составлял 225 000 экземпляров. Информации о том, что происходит с выпуском «Шкод» и «Фольксвагенов» на ГАЗе пока нет.
Далее — известное зарубежное издание The Wall Street Journal опубликовало, со ссылкой на президента международного концерна Stellantis Карлоса Тавареса, новость о том, что калужский завод «ПСМА Рус» может прекратить сборку автомобилей тех марок, которые входят в концерн.
По словам Карлоса Тавареса, пока невозможно предположить, как введение новых санкций скажется на сборке машин в России. Если из-за них будут перекрыты поставки комплектующих, то производственный процесс потребуется перенести на другие сборочные предприятия.
Напомним, что 70% акций завода «ПСМА Рус» принадлежит концерну Stellantis, а 30% - фирме Mitsubishi. Сейчас на этом предприятии собираются легковушки Peugeot 408 и Citroen C4, лёгкие коммерческие автомобили Peugeot Partner, Citroen Berlingo и Opel Combo, а также паркетники Mitsubishi Outlander и внедорожники Mitsubishi Pajero Sport.
Но в российском представительстве Stellantis публикацию в Wall Street Journal назвали фейком. Там сообщили, что автомобили под санкции не попали, завод в Калуге закрывать никто не собирается, а отгрузка автомобилей дилерам входящих в концерн марок проводится в штатном режиме — возможно только повышение цен, связанное с падением курса рубля.
Затем масла в огонь подлил президент фирмы Renault Лука де Мео. В интервью известной газете Financial Times он заявил о том, что нынешняя геополитическая обстановка уже привела к затруднениям с поставками комплектующих для сборочных линий марки в Москве и Тольятти.
В то же время, Лука де Мео сообщил, что фирма сейчас активно занимается поиском новых поставщиков комплектующих для своих автомобилей, чтобы избежать будущих остановок конвейеров. Специалисты Renault должны найти их уже в начале нынешней весны.
Кстати, похоже, что синьор де Мео в беседе с журналистами малость поскромничал: у фирмы Renault есть исправно действующие заводы в Индии, Турции и Бразилии, которые бойко клепают автомобили большими тиражами. Скорее всего, необходимые для российской сборки узлы и агрегаты повезут оттуда — вероятнее всего, из Турции и Индии, так как везти контейнеры через Атлантический океан, да ещё и в другое полушарие, будет слишком накладно.
И действительно, как мы уже сообщали, сегодня сборка автомобилей Renault в нашей стране остановилась. Но пресс-служба российского представительстве Renault сообщила, что она может возобновиться совсем скоро — после 5 марта (видимо, «поиск поставщиков» был эффективен). Замещающие поставки автомобилей из Румынии, с фирмы Dacia, в период простоя не планируются.
Что же, надо ещё немного подсластить пилюлю: многие новости о прекращении зарубежными автопроизводителями поставок в нашу страну оказались фейковыми. Например, руководитель пресс-службы российского представительства Mercedes-Benz Марина Илларионова сообщила журналистам, что все появившиеся в прессе сообщения о прекращении поставок в Россию автомобилей фирмы из Штутгарта не соответствуют действительности.
При этом Марина Илларионова добавила, что сейчас отгрузка автомобилей Mercedes-Benz дилерам марки осуществляются в обычном режиме, а российский завод фирмы, расположенный около подмосковного Солнечногорска, работает в штатном режиме.
Пришло также сообщение и от директора по связям с общественностью и прессой фирмы Porsche Russland Оксаны Хартонюк. Она заявила, что поставки автомобилей Porsche в салоны российских дилеров марки сейчас проводятся в соответствии с заранее установленными планами. Параллельно с этим, руководство Porsche следит за развитием событий на международной арене и изучает его влияние на бизнес фирмы в России.
Есть хорошая новость и с берегов Волги: пресс-служба Ульяновского автозавода заявила, что он работает в штатном режиме, а отгрузки автомобилей осуществляются в полном объёме и в соответствии с планом. Комплектующие на УАЗ поставляются вовремя, но связанный с глобальным дефицитом электроники риск сохраняется.
Здесь следует отметить, что УАЗ тоже зависит от поставок комплектующих из-за рубежа. Например, он завозит 5-ступенчатые МКПП производства концерна BAIC из Китая, а 6-ступенчатые «автоматы» Punch Powerglide 6L50 — из французского Страсбурга. Кроме того, ряд узлов и агрегатов поставляются в Ульяновск из Южной Кореи.
В итоге, уровень локализации флагманского внедорожника УАЗ «Патриот», например, составляет 70%. Никаких разговоров о прекращении всех этих поставок пока нет, но нестабильный курс рубля, скорее всего, повлияет на их стоимость. А это значит, что ценники в салонах дилеров УАЗа неминуемо «потяжелеют».
Одним словом, ситуация с отечественным автопромом, работающими в России заводами иностранных фирм и европейскими игроками, действующими на авторынке нашей страны, не так уж и плоха — по крайней мере, сейчас. А как обстоят дела с азиатскими автопроизводителями, торгующими в России? Об этом мы расскажем завтра.