Российским владельцам дизельных автомобилей прекрасно знакома такая ситуация: после заправки машина начинает вести себя странно — двигатель плохо запускается, с трудом набирает обороты и вообще работает нестабильно, расход горючего существенно возрастает, а из выхлопной трубы извергаются клубы чёрного дыма.
Причина этого — последствия применения не слишком качественной солярки, причём, неважно, была она залита в бак при последней заправке или же ранее. Сами эти последствия представляют собой загрязнение топливной системы дизеля отложениями различных веществ, содержащихся в горючем.
Напомним, что дизельное топливо имеет весьма сложный химический состав. В нём много чего интересного, в частности, углерода, входящего в состав парафинов, которых в солярке полным-полно. Именно при сгорании углерода в двигателе, особенно на топливных форсунках, и образуется большое количество нагара.
Кроме того, в дизельном топливе имеется немало различных сернистых соединений — меркаптанов, сульфидов, дисульфидов, тиофенов, тиофанов
При этом, нагар и отложения в моторе и его топливной системе мало-помалу образуются даже при использовании качественного дизельного топлива. Решить эту проблему помогают специальные присадки — не цетан-корректоры, рассказ о которых мы завершили в прошлый раз, а предназначенные именно для очистки топливной системы (вместе с форсунками) дизеля.
Покрытые нагаром топливные форсунки дизельного мотора
Но прежде, чем начать рассказ об очищающих присадках, следует упомянуть их чрезвычайно важную особенность. Вся эта автохимия содержит вещества, делающие её очень токсичной. Поэтому любые работы с такими присадками необходимо проводить в помещении с хорошо работающей принудительной вентиляцией или на свежем воздухе.
Кроме того, при работе с этой отравой нужно обязательно использовать резиновые перчатки, а также защитные очки и маску. Нельзя допускать попадания очищающих присадок даже на кожу, а не то, что в глаза или рот!
Правда, в случае, если присадка попадёт на кожу, её можно быстро смыть, и вреда она не принесет. При попадании же в глаза она, если не принять срочных мер, однозначно приведёт к слепоте, а при попадании в рот — может вызвать тяжёлое, вплоть до летального исхода, отравление.
Впрочем, все меры безопасности, необходимые при работе с очищающими присадками, указаны в инструкциях к ним. Для каждого владельца дизельного автомобиля будет не лишним перечитывать их всякий раз, когда возникнет надобность в использовании этих веществ.
Но вернёмся к объектам нашего пристального внимания. Очищающие присадки для дизелей бывают двух видов — предназначенные собственно для топливной системы и форсунок двигателя, а также для противосажевого фильтра.
Начнём описание с последних, так как моторные присадки — тема для отдельной статьи. Как известно, противосажевые фильтры (DPF) — неотъемлемая часть выхлопных систем современных дизельных моторов. Они предназначены для накопления в изобилии содержащейся в выхлопных газах сажи и её дожигания.
Проблема таких устройств состоит в том, что режим дожигания в них активируется только при работе моторах на средних и высоких оборотах. Городской трафик, понятное дело, таким условиям эксплуатации не способствует — при его постоянных пробках и ограничениях скорости дизели работают на оборотах, едва превышающих холостые.
При этом поступающая в фильтр сажа не сжигается, а только накапливается. В итоге это приводит к длительной и весьма недешёвой процедуре принудительного прожига фильтра в автосервисе.
Присадки для очистки сажевого фильтра дизельного двигателя, которые нужно просто заливать в солярку, предотвращают эту солидную потерю времени и денег. Кроме того, при их регулярном и правильном использовании продлевается срок службы фильтра и уменьшается содержание сажи в выхлопных газах.
Те же присадки, которые предназначены для очистки топливной системы, требуют более тонкого подхода к делу. Кроме того, существуют их разновидности, отличающиеся алгоритмами работы и эффективностью действия. Обо всём этом мы расскажем в следующий раз.