В нашем сегодняшнем рассказе мы завершим описание полезных свойств цетан-корректоров, которые ещё называют катализаторами топлива.
Напомним, что цетан-корректоры – специальные добавки в дизельное топливо, повышающее его цетановое число. Эти вещества облегчают воспламенение топлива и повышают скорость его сгорания, что существенно улучшает эксплуатационные характеристики дизельных двигателей.
Использование таких средств в нашей стране зачастую просто необходимо исходя из качества дизельного топлива, реализуемого на АЗС. Как показывают различные тесты, проводимые компетентными органами, качество отечественной солярки далеко от идеального, соответственно, заправляемые им моторы не могут в полной мере реализовывать свои возможности.
Решить эту проблему и помогают присадки, повышающие цетановое число горючего. А зачем это нужно – следует из особенностей конструкции и алгоритма работы дизельных двигателей, о которых мы сейчас вкратце расскажем.
Итак, дизельный двигатель работает немного иначе, нежели бензиновый. В последнем в цилиндры подаётся так называемая горючая смесь – воздух с мельчайшими каплями бензина. В цилиндрах она смешивается с небольшим количеством остающихся в них раскалённых выхлопных газов, которые испаряют бензин.
Так работает бензиновый двигатель внутреннего сгорания:
Получившуюся при этом смесь газов называют рабочей. Сгорает она от искр, которые дают свечи зажигания. При сгорании газы стремительно расширяются, толкая поршни, линейное движение которых посредством шатунов преобразуется во вращение коленчатого вала (так называемый рабочий ход).
В дизельном же двигателе в камеры сгорания цилиндров сперва подаётся воздух, который сжимается движущимися вверх поршнями, при этом нагреваясь до очень высокой температуры.
Затем в цилиндры через форсунки топливной системы впрыскивается солярка, которая воспламеняется от температуры сжатого воздуха, после чего быстро расширяющиеся газы, как и в бензомоторе, толкают поршни – происходит рабочий ход.
Здесь показано то, что происходит в цилиндрах дизельного мотора:
Из-за этой особенности топливные системы дизелей намного сложнее, чем бензиновых двигателей. Кроме того, благодаря ей, дизели более требовательны к качеству солярки – если её цетановое число ниже необходимого, то воспламенение горючей смеси в цилиндрах будет происходить с запаздыванием.
Это явление у водителей называется «дизельным ударом». Оно приводит к очень негативным последствиям – детали цилиндро-поршневой группы и кривошипно-шатунного механизма двигателя при «дизельных ударах» изнашиваются с невероятной быстротой.
Порой такое запаздывание сгорания топливно-воздушной смеси может привести к такому же разрушению деталей двигателя, какое происходит при гидроударе. Особенный риск этого возникает в дизелях, оснащённых турбонаддувом – из-за того, что они быстрее набирают обороты.
Избежать поломок двигателя, вызванных некачественной соляркой, и поможет применение цетан-корректоров. Кроме того, эти присадки имеют и другое полезное для моторов свойство.
Как известно, плотность дизельного топлива больше, чем бензина. Кроме того, оно содержит больше тяжёлых фракций, которые сгорают в цилиндрах не полностью.
В результате этого выхлопные газы дизелей содержат много сажи, часть которой остаётся в цилиндрах в виде нагара, а часть – выбрасывается в атмосферу. Неспроста же сажевые фильтры стали неотъемлемой частью выхлопных систем современных дизельных двигателей.
Так вот, применение цетан-корректоров способствует более полному сгоранию солярки. Соответственно, снижается количество нагара, образующегося в моторе, а также уменьшается содержание сажи в выхлопных газах.
Нагар на форсунке дизельного двигателя
Все эти положительные свойства цетан-корректоров также способствуют небольшому повышению мощности двигателя, снижению расхода топлива (это важно для тех, кто ездит очень много), облегчению запуска в холодную погоду, а также уменьшению уровня вибраций и шума выхлопа.
Вот такие полезные эти присадки - катализаторы топлива. Но есть и другие вещества, применение которых может серьёзно облегчить работу и увеличить ресурс дизельных двигателей - очищающие и защитные присадки. Разговор о них мы начнём в понедельник.