Сегодня мы, как и было обещано в понедельник, расскажем о том, что делать, если ваш автомобиль попал под ледяной дождь — погодное явление, которое из-за потепления климата становится в России всё более частым.
Попасть под ледяной дождь в пути — пожалуй, самое тяжёлое испытание для среднестатистического российского автомобилиста. Асфальт при нём из просто мокрого практически моментально превращается в очень скользкий — более, чем во время обычного гололёда.
Во время этого явления, которое смело можно назвать природным катаклизмом, дорога превращается в гоночный трек для ледового спидвея. Любые зимние шины — что «шиповки», что «липучки» — перестают справляться со своими обязанностями: автомобиль практически перестаёт слушаться руля и легко уходит в занос, а его тормозной путь по протяжённости становится сопоставим с тяжело гружёным товарным поездом. Кроме того, «дворники» и обогрев заднего стекла не могут удалять постоянно образующийся слой льда.
Ещё одна «засада» ледяного дождя — при нём дорожное покрытие почти не изменяется внешне. Поэтому водители часто осознают всю серьёзность проблемы только при попытке совершить какой-нибудь манёвр или затормозить. Недаром аварийность на дорогах при ледяных дождях увеличивается во много раз.
Поэтому, если ледяной дождь застал вас в дороге — будьте максимально осторожными. Узнали из прогноза погоды или СМС-сообщения от МЧС о том, что завтра пойдёт ледяной дождь? Лучше вообще откажитесь от поездки на своей машине в этот день — не искушайте судьбу.
Если же ледяной дождь прошёл ночью и ваш автомобиль попал под него, то наутро вы обнаружите, что он больше похож на леденец, а не на транспортное средство.
Выходов из создавшейся ситуации два: если вы торопитесь, то не теряйте времени, а поезжайте общественным транспортом или вызывайте такси, ну, а если вам всё-таки нужно ехать на своей машине — готовьтесь к длительной и непростой работе.
При этом следует помнить, что образовавшаяся на машине ледяная корка не только намертво блокирует её двери и колёса. Ещё она полностью перекрывает обзор и закупоривает все воздуховоды, а также выпускную систему.
Не пытайтесь решить проблему обледенения автомобиля «по-быстрому»! К «разморозке» следует подходить с осторожностью: если делать всё второпях, то можно запросто получить повреждения лакокрасочного покрытия кузова и вмятины на его панелях, а также треснувшие стёкла и фары, испорченные дверные замки, сломанные «дворники» и порванные уплотнители дверей.
Например, все мы помним из школьного курса химии, что лёд боится соли, спирта, кислот и, конечно же, кипятка. Поэтому идея полить горячей водой ручку автомобильной двери либо обрызгать обледеневшие стёкла спиртом, уксусом или концентрированным соляным раствором может показаться отличной.
Проблема в том, что всего вышеперечисленного боится не только лёд, но и сам автомобиль. Всё это способно повредить его лакокрасочное покрытие, пластиковые детали и оптику, а также стёкла, электропроводку и резиновые уплотнители.
То же самое касается и применения более радикальных средств — зажигалки, фена, паяльной лампы, газовой горелки или тепловой пушки. Ими, конечно, пользуются автомобилисты, живущие около Северного полярного круга или за ним, но только в совсем уж экстремальных случаях и с полным осознанием возможных последствий.
Поэтому, если ваша машина пытается повторить судьбу ледокола «Челюскин», действовать надо иначе. Конечно, вам при этом придётся изрядно потрудиться, зато никакого вреда своему «железному коню» вы точно не нанесёте.
Главное — в начале зимы следует запастись силиконовым спреем для резиновых уплотнителей, размораживающими аэрозолями для окон и замков, эффективной «незамерзайкой и распылителем для неё, а также широким пластиковым скребком для удаления льда. Разумеется, нужно держать не в автомобиле, а дома.
А сейчас мы расскажем, как всем этим грамотно воспользоваться. Сначала нужно открыть водительскую дверь, чтобы завести автомобиль. Если толщина ледяной корки на кузове превышает 2 мм, то открыть дверь привычным способом не удастся — её ручка не сдвинется с места или даже может оторваться, если приложить к ней силу.
Соответственно, не следует дёргать ручку дверного замка и пытаться сбить с неё лёд — в том числе, с помощью пинков по двери. Нужно внимательно осмотреть каждую дверь машины — возможно, что на какой-то из них слой льда будет меньше и её можно будет открыть. Через неё мы проникнем в салон.
При этом у владельцев универсалов, кроссоверов и внедорожников шанс беспроблемно попасть в салон несколько выше. У таких автомобилей багажные двери обычно сконструированы так, что появление на них сплошного обледенения — большая редкость.
Если же все двери автомобиля не желают открываться даже после заклинания «Сезам, отворись!», можно попробовать такой способ: слегка постучите ребром ладони по оконным рамкам дверей, чтобы на ледяном панцире образовались трещины. Когда они появятся — расширьте их скребком.
Как быть, если этот способ не сработал? Очень просто — берём захваченный из дома пульверизатор с «незамерзайкой» и регулируем его форсунку так, чтобы она выдавала тонкую струю. Затем поливаем лёд по периметру проёма двери, на которой самый тонкий слой льда.
Дверные ручки и замки лучше очищать от льда специальными предназначенными для этого средствами. Они гораздо эффективнее рекомендуемой в таких случаях тормозной жидкости, которая довольно легко справляется со льдом, но из-за своей гигроскопичности быстро вытесняется водой, что приводит к повторному замерзанию ручек и замков.
Когда дверь наконец-то разблокируется, не открывайте её слишком быстро и сразу нараспашку. Сначала нужно убедиться, что осколки льда не набились в щель со стороны дверных петель — если это произошло, то можно помять кузовные панели. Поэтому, немного приоткройте дверь и посмотрите, нет ли осколков. В случае необходимости, аккуратно удалите их.
Но не спешите садиться в машину и заводить её двигатель — сначала нужно обеспечить приток воздуха к нему и удаление из него выхлопных газов. Сперва избавьте от льда решётку радиатора — или с помощью описанной выше лёгкой тренировки по каратэ, или обрызгав «незамерзайкой», которая не вредит ни пластику, ни хромировке. Скребком надо действовать осторожно — он может поцарапать решётку.
Что касается выхлопной трубы, то, если её отверстие перекрыто льдом, полейте его из пульверизатора и сбейте лёгкими постукиваниями скребка. Когда лёд удалён, спокойно заводите двигатель.
Пока автомобиль прогревается, займитесь очисткой его стёкол. Сразу после запуска мотора включите обогрев заднего и переднего (если он есть) стёкол, затем выставьте максимальную мощность «печки» и покиньте салон — оседающий на стёклах от вашего дыхания конденсат вам ни к чему.
Следует помнить, что направить потоки воздуха на внутреннюю поверхность лобового и передних боковых стёкол нужно сразу после запуска двигателя — когда воздух ещё не прогрелся. В противном случае из-за большого перепада температур возможны деформации стёкол и, соответственно, появление на них трещин.
Не спешите удалять лёд с наружной поверхности стёкол. Подождите 3−5 минут — за это время тепло прогреваемого салона размягчит ледовую корку. Удалить её скребком после этого можно будет вообще без усилий.
Обледеневшие «дворники» следует несколько раз облить «незамерзайкой» — она размягчит корку, что поможет убрать её не повредив каркасы и щётки. Заодно польём этой жидкостью и форсунки омывателей стёкол.
Затем приступим к вызволению из ледяного плена капота, багажника и лючка заливной горловины бензобака. Среди «советов бывалых» часто встречается мнение, что для этого достаточно слегка обстучать все крышки и понажимать на них — податливость этих кузовных элементов и их уплотнителей такова, что ледяная корка должна растрескаться и разблокировать зазоры.
С лючком бензобака этот фокус, как правило, проходит, но только если лёд не добрался до его фиксатора. А вот давить на заблокированные льдом капот и крышку багажника не стоит — это чревато появлением вмятин на их панелях. Просто полейте тонкой струёй «незамерзайки» лёд над всеми зазорами, а когда он размякнет — доберитесь до зазоров с помощью скребка.
Впрочем, делать всё это не обязательно, если только вы не планируете грузить в машину какую-нибудь поклажу или заезжать на АЗС. Можно поступить иначе: приехав к месту назначения, откройте капот, багажник и лючок бензобака (лёд к этому времени растает), насухо протрите все прилегающие к зазорам кромки кузовных панелей и обработайте уплотнители силиконовым спреем либо смазкой.
А вот пытаться очистить от ледяной корки всю поверхность кузова автомобиля не надо — даже если она начала подтаивать по мере прогрева. Дело в том, что лакокрасочное покрытие по твёрдости сильно уступает стёклам — скребок может легко его поцарапать даже при очень лёгком нажиме.
Часто встречается рекомендация удалять лёд с кузова на автомойке. Да, сильным давлением воды подтаявший лёд можно сбить довольно быстро, но вода при этом обязательно попадёт на колёса, а также в замки дверей. Первое приведёт к дисбалансу колёс и сильным вибрациям при езде, а второе — к повторному обмерзанию замков.
Напоследок расскажем о том, как избежать оледенения автомобиля — ведь болезнь легче предупредить, чем лечить. Понятно, что лучший способ этого — не попадать под ледяной дождь.
Поэтому, если синоптики или МЧС оповестили о том, что он будет, следует заранее озаботиться поиском крытой парковки для автомобиля. Тут особенно везёт тем, кто живёт в частных домах — как правило, на их приусадебных участках есть гаражи или навесы.
Есть ли профилактические меры против обледенения? Конечно! Автомобилисты, живущие в тех регионах, где обледенения случаются часто, могут оборудовать свои машины предпусковыми обогревателями типа Vebasto, дистанционным запуском двигателя или таймерным автозапуском.
Кроме того, зимой следует часто обрабатывать специальными веществами резиновые уплотнители дверей, капота, крышки багажника и лючка топливного бака, а также дверные замки (в этом случае также хороша знаменитая универсальная смазка WD-40). А после каждой мойки автомобиля делать это нужно обязательно!
Разумеется, все эти превентивные меры не дают гарантий того, что утром после ночного ледяного дождя прогретый автомобиль будет совершенно свободен от ледяных оков. Но отпереть его и очистить от наледи в случае их применения будет гораздо проще.
Завтра мы расскажем ещё об особенностях зимней эксплуатации автомобиля, оснащённого дизельным двигателем. В мороз двигатель легковушки, работающий на солярке, может преподнести водителю неприятные сюрпризы — речь пойдёт о том, как их избежать.