Как известно любому автомобилисту, зима — серьёзное испытание для его «железного коня». Все узлы и агрегаты машин испытывают в этот период повышенные нагрузки, что существенно сокращает их ресурс. Да и большинство серьёзных поломок автомобилей случается именно зимой.
Вчера мы начали рассказ о том, что нужно делать для того, чтобы посещение автосервисов зимой не превратилось в привычку. Сегодня же речь пойдёт о том, как заводить автомобиль при отрицательных температурах, а также о том, как начинать движение.
Для начала напомним, что в мороз металл становится более хрупким. Кроме того, при минусовой температуре изменяются зазоры между трущимися поверхностями узлов и агрегатов машины, а распределение температуры между деталями мотора и трансмиссии происходит неравномерно. Всё это и приводит к ускоренному износу механической части автомобиля.
Лекарство от всего этого одно — перед стартом обязательно нужно прогревать двигатель хотя бы до температуры в 50−60 градусов. Прогрев приведёт в норму зазоры между трущимися деталями, а также поднимет температуру технических жидкостей до рабочих значений. Соответственно, мотор и КПП будут хорошо смазываться, а тосол — исправно отдавать тепло радиатору «печки».
При этом не стоит надеяться на популярный нынче автозапуск. Дело в том, что при нём электроника крутит стартер всего 3−5 сек., а не 10−15 сек. — именно столько нужно для запуска двигателя в сильные морозы. Поэтому зимой от автозапуска лучше отказаться.
Но перед тем, как повернуть ключ в замке зажигания, необходимо прогреть аккумулятор. Делается это очень просто — включаем ближний свет на 10−15 сек. Затем выключаем его и заводим мотор.
Как мы уже упомянули, крутить стартер нужно не более 10−15 сек. — в зависимости от температуры воздуха. Если двигатель не запустился, придётся сделать перерыв на 2−3 мин. и вновь попробовать его «оживить». При этом таких попыток должно быть не более 4 — в противном случае есть риск «посадить» аккумулятор или залить свечи.
Перерывы между попытками запуска нужны для того, чтобы остыл стартер. На современных автомобилях у него есть защита, которая при перегреве отключает его. А вот машины 1990-х и 2000-х годов (да и некоторые современные бюджетные модели) подобной функции не имеют, поэтому на них можно сжечь стартер.
Что делать, если завести автомобиль не удалось? Если причина в батарее, придётся «прикуривать», а если залило свечи — очистить их контакты, если это возможно. В этих «реанимационных процедурах» есть свои нюансы, о которых мы расскажем в следующий раз.
Если же мотор запустился, то нужно прогреть его до указанной выше температуры стоя на месте. В начале движения следует некоторое время ехать на малых оборотах — чуть выше холостых, избегая сильно «давить тапку».
Причина этого кроется в трансмиссии — в современных КПП, особенно в «автоматах» и вариаторах, смазочно-охлаждающей жидкости немного. Поэтому в холода она сильно застывает и для приведения её в рабочее состояние требуется довольно много времени. Да и тепловые зазоры из-за этого дольше приходят в норму.
Поэтому зимняя езда на средних и тем более высоких оборотах сразу после прогрева чревата для коробки передач быстрым выходом из строя. А ремонт или замена трансмиссии опустошают кошелёк очень серьёзно. Так что, пока указатель температуры двигателя не покажет 90 градусов, торопиться не стоит.