Прибыль дилерских центров с продажи 3−4 автомобилей в настоящее время составляет столько же, сколько раньше получалось с реализации 10 автомобилей. Владельцы многих дилерских центров в момент появления дефицита автомобилей стали требовать от менеджеров большей прибыли, чтобы покрыть расходы, которые, конечно, не уменьшились (аренда, коммуналка, зарплаты сотрудников).

В две цены: накрутки ценников у автодилеров достигают почти 100 процентов

В итоге это привело к тому, что и сейчас от этой практики мало кто отказывается — всё ещё сохраняющийся дефицит машин позволяет дилерам просто не продавать свой товар по ценам, которые указаны за базовые версии тех или иных моделей, и которые используются для их рекламы.

В итоге сравнительно недорогой автомобиль Lada XRay, ценник на который формально стартует от 800 тыс. рублей, купить можно за сумму, близкую к 1,5 млн рублей. Без сопутствующих «опций» от дилера машину потенциальному покупателю просто не продадут. За счёт чего же получается сделать такие «накрутки»?

Журнал «За рулём» подсчитал, что только 300 тысяч дилер получит за свои «допы» вроде установки сигнализации, ковриков и сеток и т. п. Всё ровно то же, но не у дилера, будет стоить в пределах 90−100 тыс. рублей максимум — так что можно получить представление об уровне дилерских наценок.

При покупке в кредит (а менеджеры будут на этом очень настаивать) покупателю придётся в обязательном порядке выложить 250 тыс. рублей за страхование жизни и 130 тыс. рублей за каско. Плюс проценты, которые, если брать кредит на 5 лет под 15,5% годовых (видимо, на практике это средний процент), составят ещё около 540 тыс. рублей.

2

Что же заставляет людей покупать автомобили даже в такой ситуации? Это, конечно, несколько утверждений, которые вы обязательно услышите от менеджеров автодилера: что брать надо срочно, потому что скоро будет ещё дороже, или что вообще нужных моделей теперь не будет очень долго.

Общий информационный фон только заставляет поверить в эти утверждения — все пишут про нехватку чипов и электронных комплектующих, про повышение цен, по которым автопроизводители закупают металл, да и проблемы с текущими ограничениями (некоторые ждут, что заводы снова встанут на время очередного локдауна) оптимизма никому не добавляют.

В итоге спрос превышает предложение, средний срок ожидания заказанного автомобиля заметно вырос, автомобили под заказ обещаются через 5−6 месяцев — так что дилерский центры «куют железо, пока горячо». И нельзя сказать, что людей вынуждают отдать последнее. В премиальном и люксовом сегменте ситуация даже хуже — автомобили под заказ можно ждать до года, а «прицепы» в таких суммах спрятать ещё проще.