Нехватка чипов для электроники, с которой столкнулся мировой автомобильный рынок, приводит к тому, что производители максимально облегчают выпускаемые комплектации своих моделей. И если сначала речь шла об отказе от некритичных систем, то теперь очередь дошла и до системы ЭРА-ГЛОНАСС.
Правда, отказ «подслащивают» уточнением про то, что все новые машины без этой системы производителям придётся дооснастить в срок до 30 июня 2022 года. Но, как известно, за это время может многое измениться, так что сроки могут и отодвинуть. Тем более, что по прогнозам, дефицит комплектующих для электроники закончится не раньше середины 2022-го года.
Решение приняла Коллегия Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), соответственно, отказ от ЭРА-ГЛОНАСС касается продукции, сошедшей с конвейера на территории ЕАЭС. Включая Россию, разумеется — установка комплексов этой системы экстренного реагирования обязательна для всех новых автомобилей, выпускаемых в обращение в странах Таможенного Союза.
Ну верней, будет обязательной до 16 сентября, а потом — нет, до конца года как минимум. Что касается дооснащения, то его обещают «как только, так сразу» и происходить оно будет в стандартном режиме отзывной кампании. Надо будет лишь приехать в официальный сервис, где бесплатно установят «недостающий элемент».
Эти планы подразумевают, что на машины без ЭРА-ГЛОНАСС никаких скидок сейчас ждать не стоит. Скажем, когда «АвтоВАЗ» начал выпуск своих моделей Vesta, XRay и Largus без мультируля с функцией круиз-контроля и мультимедийной системы, он обозначил это как новую комплектацию Comfort Light и обозначил цену ниже стандартной на 10−13 тыс. рублей.
Правда, цены быстро были подняты на весь модельный ряд, но это уже другой вопрос. При нынешнем дефиците даже «лайтовые» версии расходятся на ура, так что есть уверенность, что и без ЭРА-ГЛОНАСС всё будет продаваться без проблем.
Старый лозунг, появившийся в 2017-м одновременно с решением об обязательности установки ЭРА-ГЛОНАСС, теперь заиграл новыми красками
Глава «АвтоВАЗа» Николя Мор, кстати, уже выступил с заявлением, что компания поддерживает решение и отметил, что «обязательство, которое мы взяли на себя перед правительством» подразумевает, что до середины лета все автомобили, проданные без системы ЭРА-ГЛОНАСС, будут ею оснащены.
Кстати, согласно данным некоторых СМИ, проблема того, что есть риск остаться без систем ЭРА-ГЛОНАСС и, соответственно, новых автомобилей, была поднята именно производителями. Которые обратились в Минпромторг РФ после того, как получили уведомления от своих поставщиков.
Эксперты считают, что отзывные кампании обойдутся дороже, чем просто установка системы на выпускаемые авто. Тем более, что сами комплектующие, скорей всего, тоже подорожают — потому что дорожат те самые полупроводники, из-за которых весь сыр-бор.
Вопрос безопасности — ради которой и появилось обязательное требование по оснащению новых автомобилей системой экстренного реагирования - судя по всему, особо не имел веса при принятии этого решения. Не подразумевается никакой дополнительной ответственности на случай, если автомобиль без ЭРА-ГЛОНАСС попадёт в ДТП и отсутствие системы станет причиной гибели людей.