Несмотря на глобализацию в автопроме, которая выражается в том, что заводы крупных консорциумов появляются по всему миру, в разных странах даже один бренд может вести совершенно разную политику производства. Так при открытой для туристов Турции многие обратили внимание на разницу между турецким и российским автопромом, хотя в нём есть много общего.
Общее — это то, что и в Турции, и в России всё свелось к локализации производства такими брендами, как, скажем, Renault. Однако простое наблюдение показывает, что выпускаемые компанией в России автомобили отличаются не только от европейских, но и турецких.
Так издание Reactor приводит пример — российские туристы обратили внимание, что в Турции даже базовые автомобили имеют современную оптику. Так хэтчбек Renault Clio красуется с теми же оптическими элементами, что и российский Renault Arkana, хотя формально наша «Аркана» относится к более дорогому сегменту. А хэтчбек Renault Sandero в России и Турции — принципиально разные автомобили с минимумом общих черт.
В принципе, это просто объяснить — турецкие конвейеры работают не только на Турцию, но и на другие рынки, а российские — только на Россию и страны СНГ. Скажем, седаны Renault Megane и Renault Fluence выпускаются только в Турции, также здесь выпускаются Renault Clio 4-го поколения и Clio-V.
Автомобили, разумеется, продаются и на внутреннем рынке, а не только рынках других европейских стран — поэтому их видно на улицах Анкары. Политика производства может основываться и на других особенностях рынка, скажем — платёжеспособности потенциальных покупателей.
В Россию эти автомобили не поставляются, поскольку были бы здесь сравнительно дорогими. Сообщается, что в целом транспортные средства на турецком рынке существенно дороже, чем на российском. Кроме того, в Турции выпускаются автомобили, которые в России в своё время тоже выпускались, но были сняты с производства.
Примером может служить Ford — в Турции популярна модель EcoSport в новом исполнении, дизайн которого позаимствован у кроссовера Kuga. В России, как известно, Ford вообще свернул выпуск легковушек. К слову, популярность таких компактных машин с небольшим клиренсом в Турции легко объясняется — тут дороги позволяют обойтись без «вездеходов».
Из «общих» моделей, популярных в обеих обсуждаемых странах, можно выделить легендарный «Дастер». Правда, Dacia Duster считается чуть более современным, чем Renault Duster, продающийся в России. И это один из немногих кроссоверов, которые вообще пользуются спросом в Турции.
Заметное место на турецком рынке занимает и концерн FCA — местный производитель Tofas, которого мы упоминали в недавнем обзоре потенциальных новинок на российском рынке, выпускает несколько адаптаций моделей Fiat. В этом году хитом стал седан Aegea. Насколько можно понять, эти седаны идут на рынке нескольких десятков стран ЕС, Африки и Ближнего Востока.
Что важно отметить, на турецких дорогах много «старичков», напоминающих наши «олдовые» ВАЗы вроде «девяток» и даже «копеек». Местный климат и отсутствие реагентов позволяют пользоваться транспортными средствами дольше, чем в России — машины просто медленней гниют. Кроме того, цены на новые авто в Турции растут также, как и у нас — так что люди не торопятся расставаться со своими старыми машинами.