Скрытый надзор за дорожным движением со стороны сотрудников ГИБДД — дело вполне привычное и законное. Под скрытым надзором подразумевается ситуация, когда инспектор одет в обычную гражданскую одежду и, если используется автомобиль, то последний также не имеет специальной узнаваемой раскраски.
Другими словами, сотрудник ГИБДД в этой ситуации не бросается в глаза и имеет шанс заметить нарушение, которое водитель (или пешеход, за ними тоже следят) не допустил бы, если бы видел инспектора в форме или патрульную машину.
Такая возможность сама по себе кажется многим неправильной, поскольку нацелена не на профилактику нарушений, а на наказание. Как известно, водители реже нарушают правила, если знают о наличии камеры на конкретном участке дороги или, тем более, поста ГИБДД.
Но кажется странным, что отсутствие таковых должно развязывать руки водителям — а ведь многие считают, что пока никто не видят, правила можно и нарушить. Есть мнение, что сам факт скрытого надзора на дорогах надо афишировать как можно активней, чтобы как раз такие водители — которых от нарушений ПДД останавливает только страх наказания — боялись всегда.
Сейчас обсуждается проект нового приказа МВД РФ «Об утверждении Порядка осуществления надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства РФ о безопасности дорожного движения» — там скрытому надзору отведено отдельное внимание, что уже вызвало бурную реакцию СМИ.
Особо «зацепило» всех отдельное указание на то, что сотрудники ГИБДД при скрытом надзоре теперь смогут фиксировать опасное вождение и разговор по мобильному телефону за рулём. По идее, задачей скрытого надзора изначально является фиксация любых нарушений — но хорошо, что теперь это прописано отдельно, хоть и с ремаркой «в том числе».
Так вот, «скрытый инспектор» должен заниматься фиксированием «в том числе фактов опасного вождения, выезда в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, превышения установленной скорости движения, нарушений правил проезда перекрестков, пешеходных переходов, правил пользования телефоном водителем транспортного средства и иных».
Впрочем, водители должны понимать, что пообщаться с таким инспектором лично получится вряд ли — он только фиксирует и передаёт данные о нарушении обычному патрулю, который имеет полное право остановить автомобиль — в случае необходимости пресечения и оформления административного правонарушения.
Есть и «не совсем скрытый» патруль — когда автомобиль обычный и неприметный, но сотрудники ГИБДД находятся в форме. В этом случае они могут выполнять все положенные при их стандартной работе действия, в том числе и останавливать машины. А вот инспектор ДПС, одетый в гражданскую одежду, останавливать транспортное средство не имеет права.