Минпромторг России предложил разрешить использование материнского капитала для приобретения новых автомобилей. Снова и снова, как говорится - вопрос, как мы покажем ниже, обсуждается минимум с 2009 года.
На сей раз с данной инициативой выступил заместитель главы министерства Василий Осьмаков. По его мнению, это поможет поддержать экономику в целом и автомобильную отрасль в частности в сложившейся кризисной ситуации.
Ровно с теми же доводами эта идея продвигалась с момента первого "закидывания удочки". И не случайно во всех законопроектах на эту тему речь шла о том, что покупаемый на маткапитал автомобиль обязательно должен быть изготовлен в России.
Смотрите: в 2009 году с таким предложением, например, выступали представители «Единой России», в 2014 году тот же закон рассматривался с подачи премьер-министр Дмитрия Медведева, а буквально с той же идеей в конце 2019 года выступила «Справедливая Россия».
Как видим, пока этот закон так и не был поддержан — хотя обсуждается больше 10 лет. Почему? Денег выдаётся не так много — это подспорье, конечно, но сейчас, кажется, даже на первый взнос на нормальную квартиру не хватит. Деньги эти часто "висят".
Опять же не случайно с января нынешнего года материнский капитал выдаётся уже при рождении первенца. Его сумма сейчас составляет чуть больше 466 тыс. рублей. Тем, у кого два ребёнка - больше 600 тыс. рублей.
Первоначальный взнос при покупке квартиры — минимум 15-20% от её цены. Это в лучшем случае квартира за 3-3,5 млн рублей и кабала на 30 лет.
Не все родители готовы так рисковать, а вопрос "обналичивания" маткапитала хоть и замалчивается, но остаётся популярной, скажем так, услугой. Государству давно пора дать возможность тратить эти деньги на что-то менее обременительное, но весомое - хотя бы на те же автомобили.
Однако стоит понимать, что такое решение в перспективе - не столько поддержка молодых семей, сколько автомобильного рынка. Последнее время спрос "подтянули" другими программами — "Первый автомобиль" и "Семейный автомобиль", которые дают 10% скидки от стоимости машины.
Постоянные вливания денег с этой стороны позволили хоть как-то сохранить на приемлемом уровне статистику отечественного авторынка.
Нынешний кризис из-за коронавируса — а он уже неминуем — заставит "затянуть пояса" как потенциальных покупателей автомобилей, так и автопроизводителей. Только дополнительные вливания денег "в народ" позволят помочь им хоть что-то продавать.
Адресаты те же, что и с упомянутыми выше программами стимулирования спроса - те, кто может предложить автомобиль в районе 1 млн рублей.
Маткапитал в этом случае может покрыть больше половины стоимости, а если эти деньги можно будет плюсовать со скидками по тем же программам — считайте, что получить машину можно будет почти даром. Тем более Минпромторг уже увеличил вложения в эти программы до 10,5 млрд руб. (против 5 млрд руб., ранее запланированных на 2020 год).