Из-за постоянно растущих и уже ставших просто позорными для нефтедобывающей страны цен на горючее, многие российские водители перешли на так называемый «пенсионерский» стиль езды — на малых оборотах мотора при повышенной передаче.

«Пенсионерский» стиль езды: в чём его вред для машины

Действительно, такая манера приводит к небольшой экономии топлива. Но, в то же время, она крайне негативно сказывается на ресурсе двигателя, скорый ремонт которого не только сведёт на нет, но и перекроет ту сумму, которую удалось сберечь на АЗС.

Итак, вот едет апологет «пенсионерского» стиля. Если его машина с «механикой», то он переключается на повышенные передачи как можно раньше, а если «робот», вариатор или АКПП — старается не нажимать особо сильно на педаль акселератора.

При этом все типы автоматических трансмиссий стремятся обеспечить такое передаточное отношение, при котором двигатель развивает не более 2 000 об/мин — неважно, с какой скоростью едет машина.

мотор 1

Трансмиссии любого типа такой режим езды вреда не приносит. А вот мотору… Во-первых, на малых оборотах производительность у масляного насоса небольшая. Длительная езда в таком режиме приводит к быстрому износу антифрикционного слоя на вкладышах коленвала.

Кроме того, при езде «внатяг» повышается нагрузка на детали кривошипно-шатунного механизма и цилиндро-поршневой группы. При недостаточной смазке это быстро приводит к износу поршней и колец, что, соответственно, приближает капитальный ремонт двигателя.

мотор 2

Ещё один недостаток «пенсионерского» стиля езды — быстрое образование нагара в двигателе. Чтобы камеры сгорания и свечи хорошо от него очищались, нужно, чтобы в цилиндрах образовывалось большое количество отработавших газов. Понятно, что на малых оборотах это невозможно.

Очень вредна такая манера езды для моторов с турбонаддувом. Конечно, на них мало кто ездит «по-пенсионерски», но и такие водители-уникумы тоже встречаются.

мотор 3

Вред заключается вот в чём: перепускной клапан и сопловой аппарат турбины работают не во всём диапазоне оборотов движка (про «турбояму» все знают?) — для их функционирования нужно определённое давление выхлопных газов.

Но вот беда — такое давление на малых оборотах не создаётся. В итоге важнейшие детали турбонаддува весьма быстро начинают терять подвижность, или, попросту говоря, «закисают». В скором времени это приводит к очень дорогостоящему ремонту или полной замене механизма.

Всё это особенно усугубляется зимой — из-за того, что многие начинают движение без полноценного прогрева мотора. При этом в его картере конденсируется влага, которая смешивается с моторным маслом, ухудшая его смазывающие свойства.

мотор 4

Добавьте к этому вызванное постоянной ездой на малых оборотах хроническое масляное голодание. Переживёт ли мотор (особенно, турбированный), с которым так обращаются, зиму? Вопрос остаётся открытым.

Чтобы всего этого не случилось, по-настоящему экономным автомобилистам, которые хотят не слишком тратиться на топливо, но и желают, чтобы их автомобили жили долго и счастливо, нужно время от времени взбадривать двигатели — устраивать им своеобразную «прожарку».

мотор 5

Делается это просто — в светлое время суток и при хорошей погоде надо выехать на загородную трассу, найти там более-менее прямолинейный участок и полчаса-час ехать по нему, держа стрелку тахометра на отметке в 5 000 об/мин.

Если машина с «механикой», то при этом она будет развивать около 100 км/ч на 4-й передаче. На автомобиле с АКПП, вариатором или «роботом» надо перейти в ручной режим управления и выбрать нужную передачу.

мотор 7

В таких случаях «прожарке» также поможет включение режима, при котором движок развивает повышенное число оборотов. Это могут быть режимы Kickdown или Sport, а на кроссоверах и внедорожниках — какой-либо подходящий оффроуд-режим.

При этом не надо бояться «перекрутить» мотор — управляющая электроника не даст загнать стрелку тахометра в красную зону.

Езда в таком режиме приводит к образованию большого объёма выхлопных газов и быстрому газообмену в двигателе. Всё это способствует тому, что нагар из него вылетает, буквально, со свистом, а усиленная подача масла к деталям прекрасно избавляет их от стружки, что тоже благо для ресурса.

мотор 6

Разумеется, двигатель при таких оборотах будет пить горючее с тем же энтузиазмом, с каким алкоголик — халявную водку. Но очистка мотора, приводящая к его долголетию и избавляющая от разных неприятных неожиданностей, того стоит.

Наконец, о том, как часто нужно «прожаривать» мотор. Всё просто — чем больше автомобиль ездит, тем чаще. Если водитель не вылезает из средней нормы годового пробега (где-то 15 000 — 17 000 км) и при этом правильно обслуживает свою машину, то достаточно будет одной такой процедуры раз в 2−3 месяца.