На днях исполнилось 80 лет с момента появления очень полезного предмета, хорошо знакомого каждому российскому автомобилисту.

канистра 0

Это — стальная топливная канистра ёмкостью в 20 л., оснащённая 3-мя ручками для переноски и герметичной крышкой с резиновым уплотнителем. Изобрёл её в 1939 г. главный инженер немецкой фирмы «Мюллер» (Швельм, Северный Рейн-Вестфалия) В. Грюнфогель, и предназначалась она для нужд вермахта.

Изобретение оказалось очень нужным. До этого времени горючее поставлялось в расположение воинских частей в 200-литровых бочках, а на местах разливалось по банкам из-под керосина (на фото внизу), которые для этого мало годились.

канистра 5

Во-первых, рассчитанная на керосин тара не выдерживала испарений более летучего бензина — её стенки часто вздувались, а недостаточно прочные паяные швы расползались, что приводило к утечке драгоценного в полевых условиях горючего.

Кроме того, керосиновые ёмкости имели разную форму, порой затрудняющую их складирование и перевозку, а также неплотно прилегающие крышки. В результате этого потери топлива могли достигать 40%.

Рукоятки такой тары делались из тонких полос металла или проволочных петель — они резали руки и постоянно за что-то цеплялись.

канистра 2

Кстати, а почему у такой канистры именно 3 ручки? «Сумрачный германский гений» руководствовался исключительно практичностью: например, средний солдат может легко перенести пару таких канистр, взявшись за их средние ручки, и ему будет удобно — тара хорошо сбалансирована.

А как быть, если канистр много, а людей мало? Тогда 2 солдата, к примеру, могут нести уже 3 канистры, взявшись за крайние ручки той, что находится между ними, и за средние — находящихся снаружи. При этом такая цепочка носильщиков может быть и больше.

Ещё пара причин — человек может переносить сразу по 4 пустые канистры, берясь каждой рукой за крайние ручки каждой пары. А двое крепких ребят, при необходимости, смогут нести больше 3-х канистр на жерди подходящей прочности — 3 ручки не дадут ёмкостям раскачиваться, нарушая баланс.

канистра 3

При хранении и транспортировке таких канистр тоже есть свой профит: их корпуса лишены острых углов, поэтому не цепляются друг за друга и не мешают брать тару из штабеля. А 3 ручки расположены так, что полные канистры спокойно можно ставить одну на другую.

При этом ёмкости не деформируются — они сделаны из толстого стального листа, а их боковые стенки имеют выштамповки, играющие роль рёбер жёсткости. Кроме того, такие канистры компактны — их можно разместить на кузове автомобиля или коляске мотоцикла подальше от мотора и топливного бака.

канистра 4

Люди, незнакомые с военным делом, могут спросить: а зачем затевать возню с мелкими канистрами, когда есть топливозаправщики? Ну, представьте себе заправку в боевых условиях — один шальной осколок, и у вас нет целой цистерны топлива… А при его попадании в канистру потеря составит лишь 20 л.

И ещё: например, вам надо быстро заправить автоколонну из 40 — 60 грузовиков. Сколько времени уйдёт, пока они зальются от заправщика? А если вместо него будет грузовик со штабелем канистр, то взвод солдат моментально наполнит баки всех машин. Конечно, им придётся побегать, но кто сказал, что военная служба — это только парады?

канистра 6

Да и в условиях реального боя от таких канистр сплошная польза — солдаты могут тащить их скрытно, прячась в окопах или за неровностями местности. А топливозаправщик в такой обстановке будет просто-таки приманивать неприятельских стрелков и артиллеристов.

Кстати, во 2-й половине 60-х годов в СССР начали делать такие канистры ёмкостью в 36 л. Знаете, зачем? В 1965 г. на конвейер встала амфибия «ЛуАЗ-967» (она же ТПК), в бензобак которой «под пробку» входило именно столько топлива. С такой канистрой на борту автомобиль имел двойной запас горючего.

канистра луаз

А в 1972 г. в Ульяновске был налажен выпуск легендарного «УАЗ-469». У этого внедорожника 2 соединённых между собой бензобака, каждый ёмкостью по 39 л. Заправлять машину из такой канистры было очень удобно — не ошибёшься в расчётах.

Ранние "УАЗы" оснащались моторами от старой "Волги". На пересечённой местности расход бензина А-72 или А-76 у них достигал 18 л. на 100 км. Заливая в каждый бак по такой канистре, водитель точно знал, что у него есть запас хода минимум в 400 км.

канистра уаз

Да… Казалось бы, что такое канистра? Самая обыденная вещь. А на самом деле, она — настоящий шедевр инженерии. Недаром же такая тара для горючего до сих пор используется почти что в неизменном виде.

канистра 1