Для обычного современного автовладельца, в общем-то, не так важно понимать все тонкости устройства автомобиля — это знание не нужно, чтобы ездить из дома в офис и обратно. Однако основной принцип понимать нужно — в конце концов, автомобиль концептуально не сильно отличается от телеги, на которых ездили наши прадеды. Скажем, те же рессоры — изобретение старое. Для чего они нужны?

рессоры

Рессора — это часть подвески автомобиля, из которых именно рессорная и пружинная являются самыми распространенными типами. Но если говорить о типах подвесок, то сталкиваешься с языковым парадоксом — рессора с французского языка переводится как пружина, так что выходит такое «масло масляное». Тем не менее термины эти привычны и, главное, понятны.

Подвеска автомобиля — это вся та часть, что связывает кузов и колеса между собой. Упругость подвески и способность поглощать «энергию тряски» — это её свойства, которые являются определяющими. Но в разных случаях уместней и разные типы подвесок. Рессорные чаще всего используются для грузовых автомобилей, на легковушках они уступили место именно пружинам. Последние обеспечивают лучшую управляемость, но запаса прочности пружины не хватает для тяжелых машин.

Рессоры как правило сделаны из нескольких стальных листов (хотя встречаются и сделанные из одного листа). Говоря простыми словами, это такое перевернутое коромысло, которое краями крепится к кузову, а по центру которого ставятся колеса. Заложенная в такую форму энергия сопротивления нажиму и используется — давящий сверху своим весом кузов (со всей поклажей и пассажирами) заставляет рессору пружинить, то есть по сути гасить толчки и тряску, неизбежно возникающие при движении.

Для того, чтобы «коромысло» не сломалось, центральную его часть усиливают ровно такими же стальными листами, но меньшего размера. Они при сильной нагрузке берут на себя часть ударной силы — при увеличении нагрузки вступает в работу каждый новый лист рессоры. Собственно возможностью выдержать тот или иной вес и определяется предназначение этого изделия. Чем тяжелей груз, тем больше должна выдерживать рессора. Поэтому и остаются актуальными именно рессоры на грузовики, будучи оптимальным решением.

Как видим, устройство рессоры довольно простое и понятное. По сути здесь нет никаких дополнительных деталей: весь все задачи, какие есть — это двумя концами прикрепить рессору к раме, а посередине — к колесу. Для этого, понятно, используются дополнительные крепления, а вся конструкция требует периодической проверки и ТО. Поломка рессоры — не редкость, но если она не переломилась, то либо погнулась, либо отцепилась от рамы или колеса. В общем-то все поломки видны невооруженным глазом.

Считается, что рессора по сравнению с пружиной — достаточно жесткая, а пружина обеспечивает плавность хода. Но вообще плавность рессоры зависит от её размера, то есть чем листы короче, тем меньше проявляется их «пружинистость». Понятно, что компактные легковушки просто не имеют столько места под кузовом, чтоб ставить длинные рессоры. Поэтому сравнительно удобней ставить именно пружины. Рессоры сейчас встречаются на внедорожниках, ну и на больших грузовиках, где их свойства проявляются наиболее выгодно.