Без чего не может работать тахограф? Конечно, без карты водителя. Ведь по сути тахограф - это бортовой самописец, который фиксирует все действия людей, управляющих данным автомобилем. Закон запрещает использовать определенные транспортные средства без тахографа и такой карты.

Карты водителя для тахографа - особенности получения и использования

Не так давно наличие тахографа в грузовом транспорте не являлось обязательным. Однако, как говорится, техника идет вперед - позволяя решать вопросы и безопасности эксплуатации ТС, и мониторинга действий водителя.

Карта водителя для тахографа обеспечивает запись информации о ходе поездки и затем её считывание. Информации этой не так много - фиксируется только то, что касается графика поездки. По сути на карту записывается время и то, в каком состоянии находится транспортное средство - стоит или едет. 

Правда, из этого можно сделать довольно много выводов - от средней скорости, которую позволяет развить маршрут, и расхода топлива, до анализа состояния автомобиля, если из технических поломок водитель был вынужден останавливаться на определенное время.

Из этой информации также можно понять, что делал водитель - управлял транспортным средством или отдыхал. Предприятия имеют собственные требования к работе шофера и по записям на карте водителя могут понять, выполнялись эти требования или нет. И это касается не только количество времени, потраченного на работу, но и времени, которое водитель потратил на отдых и сон. 

Обязательное законодательное использование тахографов для дальнобойщиков вводилось в том числе с целью предотвратить возможные аварии, которые часто случались с грузовым транспортом именно по причине высокой усталости водителей и потери концентрации при управлении ТС. В случае ДТП, скажем, карта водителя будет извлечена, а данные проанализированы на предмет того, мог ли быть причиной аварии, например, тот же недосып и усталость водителя.

Само устройство тахографа довольно простое, хотя и требует вмешательства специалистов для их установки. Более того, закон требует, чтоб эти специалисты имели специальные лицензии, поскольку данные, записываемые на карту водителя, хранятся в зашифрованном виде. Это делается в том числе для того, чтобы никто не мог эти данные изменить - ни водитель, желающий перехитрить работодателя, ни сам работодатель.

Сам по себе тахограф устанавливается на панели приборов и всегда находится перед глазами человека, управляющего транспортным средством. Подразумевается, что это дисциплинирует - водитель, видя, что он находится за рулем уже долгое (и часто лимитированное) время, должен остановиться и отдохнуть. 

Часто при дальних перевозках машиной управляют два водителя - по очереди, чтоб не терять время и доставить груз максимально быстро. В этом случае как раз более чем помогают карты водителя. Поскольку у каждого водителя карта должна быть своя, они обязаны при смене друг друга за рулем менять и карты в тахографе. 

После активации карты водитель видит свои личные данные на экране устройства - так что перепутать сложно. Для активации, соответственно, необходимо ввести специальный пин-код, который в идеале знает только сам водитель. К слову, за использование чужой карты положен штраф. 

Водитель же, оказавшись за рулем, должен выбрать текущий режим - режим отдыха или работы. А после окончания маршрута карта извлекается из тахографа и обычно передается работодателю. все параметры поездки анализируются и часто на основе этих данных автопарки проводят оптимизацию маршрутов. И делают выводы о состоянии конкретного транспортного средства в том числе.

Важно помнить и то, что карты эти могут быть с разным "уровнем доступа", как и сами тахографы. Для работы на маршрутах внутри России можно установить один тип тахографа, а вот для выезда за границы страны - прибор европейского стандарта (но он является действительным и при поездках по РФ).

Приобретение тахографов и карт водителя обычно входит в обязанности автопарка. Участие же специалистов в его установке продиктовано не только необходимостью наличия лицензии у компании, которая этим занимается, но и самой сложностью процесса. Установка тахографа подразумевает его калибровку и настройки, которые зависят от особенностей конкретного автомобиля. Поэтому и цена на эти услуги обычно варьируется. 

Выдача карт подразумевает также процедуру по внесению личных данных водителя (паспортные данные, ИНН, СНИЛС, данные водительского удостоверения и пр.) в специальную общую базу. Поэтому и выдачей карт занимаются организации, имеющие специальную лицензию на осуществление этой деятельности.