Все мы, даже не интересуясь особо автомобильной тематикой, хоть раз, да встречали на городских дорогах машину с надписью "Аварийный комиссар". До поры до времени функции этого человека представляются нам довольно смутными, и узнать о них побольше хочется в самый неподходящий момент - момент аварии.
Тут-то открывается, что аварийный комиссар - это не сотрудник правоохранительных органов, да и к страховым компаниям он имеет лишь косвенное отношение. Тем не менее, растерянным автомобилистам он способен оказать поистине неоценимую помощь, обладая знаниями того, как действовать на месте произошедшего ДТП, какие документы и каким образом следует оформить.
Аварийный комиссар является работником частной компании, которая предоставляет свои услуги как страховым организациям, так и рядовым водителям. Разница лишь в том, что автомобилист оплачиваем услуги комиссара по факту вызова, а страховщики предпочитают приобретать "абонемент", нанимая специалиста для длительного сотрудничества.
Первое, чем может помочь аварийный комиссар участникам аварии, - это примерно оценить повреждения автомобилей и степень вины водителей в происшествии. Далее он предложит варианты оформления (европротокол, вызов ГИБДД), даст телефонные номера дорожных служб, определит состав и подскажет порядок заполнения схем и протоколов. Замечено, что в присутствии аваркома смягчается психологическая обстановка на месте ДТП, участники аварии начинают действовать более осознанно и эффективно.
Главная причина "щедрости" крупных страховых компаний, проплачивающих услуги аварийных комиссаров для своих клиентов - желание всегда иметь доверенное лицо на месте происшествия для исключения попыток мошенничества. Часто даже в страховом договоре ОСАГО прописывается телефонный номер комиссара для обязательного вызова. В этом случае оказываемые услуги бесплатны для водителя, а информация о ДТП передаётся специалистом заказчику, т.е. страховщику. В этом пакете документов обязательно будут фотографии и/или видеокадры с места аварии, перечисление ущерба, нанесённого людям и транспортным средствам, примерная оценка этого ущерба в денежном выражении, а также заключение о степени вины участников для назначения страховых выплат.
Мелкие страховые обычно не имеют средств на содержание постоянного комиссара, перекладывая ответственность на своих клиентов. Иногда они сотрудничают со сторонним специалистом, но высылают его на место аварии самостоятельно после оценки сведений, переданных клиентом по телефону. Кроме непосредственно оформления ДТП в список дополнительных функций аварийного комиссара входит эвакуация и сопровождение неисправных или не имеющих возможности самостоятельно передвигаться транспортных средств, сбор документов (справок, заключений) из компетентных органов, передача пакета документов в страховую компанию и даже оказание технической помощи на дороге. Конечно, все эти услуги оказываются не бесплатно, но и тариф на них не запределен.
Если ваша страховая компания не сотрудничает со службой аварийных комиссаров, а оплачивать разовые вызовы не хочется (это вариант заметно дорог), то можно приобрести "абонемент" самостоятельно. Для частных клиентов обычно предлагается несколько программ обслуживания, набор услуг в которых намного шире базового пакета, на который подписывают своих клиентов страховщики.
К положительным сторонам этого варианта работы можно отнести большую объективность комиссара, так как, не связанный договорами со страховой компанией, он будет действовать исключительно в интересах автомобилиста.
В заключение хочется отметить, что наличие на месте ДТП аварийного комиссара является обязательным условием для владельцев полисов КАСКО. В этом случае страховая компания с готовностью оплачивает услуги специалиста (либо включает пункт об оплате в общую сумму полиса), а отсутствие его заключения может послужить прямой причиной для отказа в выплате.