В конечной цене каждого проданного литра автомобильного топлива сумма налогов составляет порядка 65%. При текущем среднем ценнике на тот же АИ-95 в 41 рубль — более 26 рублей приходится на налоги.
Но это не значит, что себестоимость бензина равна разнице этих цифр, то есть 14−15 рублям. В антимонопольной службе объясняют, что на рост стоимости влияет ряд факторов — смысл которых, впрочем, для обычных людей остается неясным и часто неважным. Речь, по словам ФАС, о динамике мировых цен, росте отраслевых издержек и общих инфляционных процессах.
Тем не менее ФАС опубликовала разъяснение на тему причин роста стоимости цен на нефтепродукты в России, подчеркивая, что действующим законодательством РФ не предусмотрено государственное регулирование цен в этой сфере и они формируются на основе рыночного механизма конкуренции.
Понятно, что «влияние рынка» распространено на те самые 14−15 рублей, которые остаются после уплаты налогов — в них продавец закладывает и свои операционные издержки, и свою прибыль. Так что «вес» налогов в конечной стоимости топлива все-таки больше, нежели «влияние рынка».
ФАС рассказал о внесении изменений в Налоговый
Так с 1 января 2018 года, например, с 1 тонны автомобильного бензина класса 5 надо платить налога больше на 678 рублей за одну тонну. То есть с 1 января акциз на такой бензин равен 11 213 рублей за 1 тонну. Но увеличение акциза прописано вплоть до 2020 года — и в этому году налог с тонны бензина составит уже 12 752 рубля.
Кажется, чуть больше десятка тысяч рублей с тонны — «не так и страшно». Если подсчитать, то в тонне в зависимости от качеств топлива примерно 1300 литров бензина. То есть с одного литра бензина в бюджет уже на этой стадии уходит примерно 8,6 рубля в 2018 году и будет уходить 9,8 рубля в 2020 году.
А акцизы растут не в первый раз. Скажем, такие же правки в Налоговый кодекс, сделанные в 2015 году, подняли акцизы на бензин класса 5 сразу на 2000 рублей. А в 2016 году — ещё на 2600 рублей. Ровно по той же схеме меняются акцизы на другие виды бензина и на дизельное топливо, только цифры разные.
А ещё есть налоги на добычу полезных ископаемых, которые так же увеличиваются год от года. То есть растет ещё и цена добычи нефти, что так или иначе влияет на цену того же топлива. Упоминать попутные расходы — транспортные, арендные, зарплаты всех участвующих в процессе и налоги на их зарплаты — это одинаково для формирования цены на любые продукты и товары.
Задача ФАС в общем-то — бороться с нечестными факторами роста цен, например, сговором участников рынка. Поэтому в ведомстве сообщают, что за нарушения антимонопольного законодательства на оптовом рынке уже были наказаны крупнейшие нефтяные компании — «Роснефть», «Газпром нефть», «Лукойл», «ТНК-ВР Холдинг» и «Башнефть». Общая сумма перечисленных в бюджет штрафов по этим делам составила около 20,7 млрд. рублей.
Для обычного автолюбителя это означает по сути всего две вещи — всё-таки на цену влияют не только объективные факторы, раз есть такие штрафы, и что бензин будет становиться только дороже. Как мы уже писали, цены на топливо в России растут быстрее всего. За 2017 год цены на бензин и дизельное топливо выросли, соответственно, на 7,2% и на 9,9% - это на фоне общего роста потребительских цен всего на 2,5%.