Рост железнодорожных транзитных грузоперевозок через территорию России был отмечен в 2017 году. Причем динамика роста достаточно внушительна - плюс 16% относительно результатов предыдущего года. Основным драйвером роста стали контейнерные перевозки между Азией и Европой.

В России растет рынок контейнерных перевозок

В итоге конкретно контейнерные перевозки по железной дороге выросли сразу на 60% - в РЖД говорят о прибыли в 9 млрд руб. за год. Правда, это всего 3% от общей прибыли компании, полученной от направления транзитных перевозок в целом.

Перевозки между Европой и Азией при этом составляют 67% всего контейнерного транзита РЖД. И в 2017 году перевозок данного типа в этом направлении стало сразу на 80% больше по сравнению с периодом годом ранее. 

Услуга востребована как крупным, так средним и малым бизнесом, её развитие подразумевает, что практически в каждом крупном городе можно заказать и получить такую услугу. Так, например, в красноярской компании "Русдилертранс" (https://rusdt.com/transportnye-uslugi/kontejnernyie-perevozki) отмечают, что Китай сейчас удерживает первое место по объему мелкооптовых торговых поставок. И явно это направление бизнеса будет только расти.

Интересно отметить так же и то, что вопреки общему представлению о том, что направление транзита в основном - это поставки китайских товаров в Европу, развивается и транзит в обратную сторону. Например, речь идет о постоянных поставках в Китай пиломатериалов и оборудования из Финляндии.

Специалисты ожидают продолжения спроса на услуги по транзиту и ж/д перевозкам в 2018 году и говорят о росте в 15-20%. С учетом того, что рост наблюдается и в сегменте внутренних перевозок, причем достаточно внушительный (зерно, уголь, удобрения), уже поставлен вопрос о необходимости введения отдельных линий - в первую очередь для грузовых перевозок. 

И такие эксперименты уже в планах у РЖД - разделение линий ожидается на Северокавказской железной дороге, где планируется грузовое движение в направлении Азово-Черноморского бассейна полностью перенести на отдельное направление. Затем, скорее всего, аналогичные решения будут приняты и по многим другим участкам железной дороги, которые на данный момент уже перегружены.

Впрочем, отмечается, что только за счет пересмотра организации движения по имеющимся линиям можно добиться ускорения транзита через страну, что несомненно станет хорошим шагом для повышения конкурентоспособности маршрутов через Россию.

Все однозначно согласны с тем, что спрос на международные железнодорожные перевозки будет только расти и необходимо улучшать условия для развития этого направления в стране.