Рынок автомобилей с пробегом - часть всего авторынка, а его объём часто напрямую зависит от того, как идут дела на рынке новых авто. Взаимосвязей много, но действует одно правило - чем больше появляется новых машин, тем больше попадает на вторичный рынок.

Почему растет вторичный рынок легковых автомобилей

Хороший пример для понимая того, как это работает, Япония - там стоимость страховок и пр. увеличивается с каждым годом эксплуатации транспортного средства и в итоге через несколько лет в прямом смысле дешевле становится приобрести новый автомобиль, чем содержать старый. Хотя по любым меркам он всё ещё в хорошем состоянии, а для нас был бы практически "как новый".

Собственно в итоге сданные в утиль японские авто и едут в Россию, пополняя вторичный рынок. Неслучайно лидерами продаж на том же российском Дальнем Востоке являются японские машины. Так в 2017 году здесь Топ-5 самых продаваемых автомобилей составили четыре модели Toyota и одна Honda Fit.

Та же история с доминированием автомобилей Lada во многих других регионах страны. "АвтоВАЗ" выпускает много новых вполне доступных моделей - ранее приобретенные машины попадают на вторичный рынок, находя там свою аудиторию. И при этом сейчас авто с пробегом - это купленная несколько лет назад машина, а не пережившая пару поколений "старушка".

Для примера, посмотрим, как автомобили с пробегом продаются в обычном региональном автосалоне. Уже сейчас большую часть предложений составляют автомобили 2014-2015 годов выпуска. Модель, к примеру, 2010 года - редкость, хотя не так давно 7-8 лет пробега было нормой для представленных на вторичном рынке машин. 

Да и сейчас, конечно, статистика показывает наличие всё ещё большого интереса к машинам даже старше 10 лет, но тут скорей имеет смысл говорить об особенностях  спроса - эти старые авто вышли в нижний ценовой уровень и пользуются спросом у покупателей, которые не могут позволить себе купить автомобиль дороже. 

Интересен и ещё один аспект развития рынка автомобилей с пробегом. Несколько лет подряд в структуре продаж - теперь вот можно даже говорить умными словами - растет роль дилерских центров и автосалонов. Если раньше покупка б/у авто означала по сути сделку между двумя обычными людьми, то теперь чаще это сделка между физическим и юридическим лицом. Со всеми следствиями в виде гарантий, чеков и пр. Вторичный авторынок по сути давно перестал быть "черным рынком".

Так, по некоторым данным, в общем объеме вторичного рынка по итогам 2017 года официальные дилеры занимают долю в 10-15%. А есть ещё неофициальные автосалоны, которые так же вполне легально занимаются перепродажей б/у автомобилей. Тенденции явно положительная, стоит ждать того, что практика покупок транспортных средств по схеме "их рук в руки" вскоре станет очень редкой.