01.06.2002
Хороший все-таки автомобиль Ford Mondeo, если верить знающим людям. И недорогой. А главная его проблема не в конструкции, а в человеческом факторе: уж очень дорого ценят свой труд механики, когда его чинят, и торговцы, когда продают для него запчасти. Но Обсуждение Ford Mondeo происходило на удивление мирно. То ли машина к ссорам не располагает, то ли наша идея отделить дискуссию насчет конкретной машины от «широкой автомобильной тематики» сыграла свою роль (подробнее см. здесь). Ведь раньше именно из решения вечных вопросов – кто лучше, немцы или японцы, где более тупые автовладельцы, в Москве или во Владике?

Текст: «Газета.Ru»

Хороший все-таки автомобиль Ford Mondeo, если верить знающим людям. И недорогой. А главная его проблема не в конструкции, а в человеческом факторе: уж очень дорого ценят свой труд механики, когда его чинят, и торговцы, когда продают для него запчасти. Но Обсуждение Ford Mondeo происходило на удивление мирно. То ли машина к ссорам не располагает, то ли наша идея отделить дискуссию насчет конкретной машины от «широкой автомобильной тематики» сыграла свою роль (подробнее см. здесь). Ведь раньше именно из решения вечных вопросов – кто лучше, немцы или японцы, где более тупые автовладельцы, в Москве или во Владике?

Вообще надо сказать, что холодное в целом отношение к Mondeo сильно потеплело. Из сотни пришедших сообщений откровенно недобрых не больше десятка. Еще процентов восемь указывают на отдельные недостатки, и столько же жалуются на безумную дороговизну запчастей. По опыту предыдущих обсуждений, результат просто отличный. Недаром все-таки Mondeo получил в 94 году титул «Автомобиль года». И не зря в лучшие для него времена каждый седьмой из продававшихся в Европе автомобилей назывался Mondeo. Вполне "мировой" автомобиль, не только по названию (от французского слова monde -- "мир") -- немаленький, не очень дорогой, но и, понятное дело, не идеал надежности.

Не вдаваясь в совсем уж конкретные детали (для этого существуют www.mondeo.km.ru, фордовская конфа на auto.ru и прочие), перейдем к главной проблеме – хорошая или плохая это машина? Брать или не брать?

Главное возражение против Mondeo – очень дорогие запчасти и не менее дорогой сервис.

Обидно, особенно если вспомнить, что его предшественница Sierra была и пока еще остается одной из самых дешевых в обслуживании машин. Обидно, но не совсем верно. Дело в том, что владельцы Mondeo, машины сравнительно новой и нельзя сказать чтобы безумно популярной в России, чаще других становятся жертвами финансовых фантазий автослесарей.
Цены заламывают просто бешеные. Одному из наших читателей нехитрая процедура замены сайлент-блоков обошлась в $300. Да и сами ремонтные процедуры, заявлямые слесарями как совершенно обязательные, далеко не всегда таковыми являются. Вместо замены пыльников и сальников ставят новую рулевую рейку, подвеску тоже меняют чуть не полностью, когда все дело в одном каком-нибудь сайлент-блоке... Дороговизна ремонта связана еще и с тем, что Mondeo из уважения к его сравнительной новизне часто ремонтируют на фирменном сервисе, привозить куда ту же «Сьерру» просто смешно. А как признавались корреспонденту «Газеты.Ru» сервисмены из центра Ford на Тульской, существует некий критический возраст машины – лет 6-8, после которого фирменный сервис становится просто невыгоден для ее владельца. И нечего пенять на Mondeo.

Запчасти на него тоже на первый взгляд дороги. Но на самом деле одно только использование неоригинальных деталей позволяет снизить расходы раза в полтора. Но конечно, придется поискать. Так, фильтры, соответственно фордовские и неродные, стоят -- воздушный $15 и $8, топливный $14 и $8. Фирменный тормозной диск влетит в $60 – на эти деньги можно купить два неоригинальных. Подшипники передней ступицы могут обойтись в $50 (если родные) или в $30 -- и они будут в принципе ничем не хуже.

Его традиционно сильное место – трансмиссия. «Вечная» механическая коробка с пожизненным запасом масла, вполне приличный «автомат» (на его поломки нередко жалуются, но мастера обычно объясняют их неправильный эксплуатацией), достаточно надежные ШРУСы (один из читателей написал, правда, что конструкция пыльников не особенно удачна, они часто рвутся -- зато бывает, что даже месяц-другой езды вообще без пыльника не губит шарнир окончательно).

Кузов тоже сильное место. Едва ли репутации Mondeo сильно повредит довольно странное утверждение в остальном вполне объективного читателя Дмитрия, что «железо кузова мягкое: если сосед на парковке дверцу не глядя распахнул -- у тебя вмятина». Вообще-то так с любой машиной, Ford не виноват. В принципе если серьезных аварий не было, даже самые первые Mondeo еще не достигли того возраста, когда кузов заметно ржавеет. Разве что автомобиль все десять лет жизни проездил по России. Но такой в любом случае покупать не стоит. Единственные проблемы кузова – лобовое стекло и задняя дверь. Да и те не то чтобы очень насущные. Часть выпущенных машин оснащалась лобовым стеклом с электрообогревом, весьма полезным зимой. Если трещины вынуждают поменять стекло, то при замене на неоригинальное стоимостью $120 вы лишаетесь электрообогрева. Родное же фордовское стоит почти четыре сотни. На задней же двери (естественно, только на хетчбеке и универсале) могут разболтаться петли.

Последний из плюсов Mondeo – мотор.

Если не учитывать отдельные жалобы на то, что он «масло ест», агрегат это достаточно надежный, выхаживающий по 3-4 сотни тысяч километров. Конечно, если менять ремень ГРМ каждые 80-90 тыс. ($80 за ремень и натяжные ролики плюс $70 за работу). Правда, это смотря какой мотор. Начать с того, что родные моторкрафтовские свечи для 4-цилиндрового двигателя стоят $6,5 за штуку, а для 2,5-литрового V6 – уже $8. И вообще V6 проблемный. Механики настойчиво рекомендуют не доверять работы с ним непроверенным людям. Хотя и без их советов все понятно: там даже руку просунуть некуда. Естественно, ремонт 2,5-литрового движка и стоит значительно дороже.

А слабое место Mondeo, как и у его предшественницы, – подвеска и рулевое управление.

До рестайлинга 1996 года на Mondeo ставились «слабые» рычаги передней подвески, и сайлент-блоки в них быстро разбивались. Позже их заменили на усиленные, но проблем с подвеской до конца так и не решили. С другой стороны, если при ремонте не стремиться все детали заменить родными, не так уж это и дорого. Рулевые наконечники будут в этом случае стоить $10 (фирменные -- $40). ШРУСы, правда, от $70, но здесь как раз можно обойтись бэушной деталью. Бывают трудности со стабилизаторами поперечной устойчивости, особенно задними. По словам механиков, помимо разбитых сайлент-блоков сами стабилизаторы истираются в местах креплений и новые резиновые втулки стук уже не устраняют. Замена стабилизатора обойдется в $20 за работу плюс $70 за новую деталь. Вообще же цены на неродную подвеску Mondeo не намного отличаются от сьерровских. Правда, есть одна безусловно дорогая деталь – рулевая рейка. Проблемы с ней начинаются после повреждения пыльников рулевых тяг, а заканчиваются, если вовремя не принять мер, заменой рейки. Работа стоит, по словам механиков, $120 (хотя должно было бы быть дешевле, не такая уж и сложная это операция), а сама рейка... $450 за неродную или же $1000 (!) за оригинальную. Остается только посоветовать следить за пыльниками, а при покупке тщательно проверять рулевое управление.

Не очень хорошо у Mondeo в России и с бэушными запчастями – машин для разборки мало, и детали влетают в копеечку.

На них стоит обратить внимание, пожалуй, только при ремонте кузова. Капот можно найти за $100, крыло -- за $40, дверь – за $120. Кстати, новые детали стоят не намного меньше. Зато со старыми, если поискать, можно обойтись без окраски, сразу купив нужного цвета.

Еще одно слабое место Mondeo – быстро гниющая электрика. Один из читателей прочел в связи с этим целую лекцию о пользе защиты моторного отсека, но до конца это проблем не решает.

Салон у Mondeo довольно комфортабельный. Спор о том, насколько хороша у его сидений боковая поддержка, едва ли разрешим: слишком многое зависит от вкуса и стиля езды. Но надо сказать, комфорт тоже может доставить неприятности, и в случае Mondeo, может быть, проще обойтись без него. Так, электроприводы сидений и стеклоподъемников оснащаются пластмассовыми шестеренками, которым свойственно изнашиваться при интенсивном использовании. Замена их новыми на сервисе может обойтись долларов в 200.

Но недостатки и слабые места искупаются ценами -- рынок относится к этой машине довольно сурово, а покупателю остается только радоваться.

Подавляющее большинство московского предложения укладывается в диапазон от $4 до $10 тыс. В основном продаются дорестайлинговые машины. Зависимость цены от года выпуска почти прямая, что говорит о не очень большом доверии потребителей к надежности «Форда» (достаточно сравнить с рынком Audi, где цена зависит от комплектации чуть ли не больше, чем от года). Машины 1993-1994 годов стоят от $4-6 тыс. Конечно, версия Ghia дороже – она включает круиз-контроль, кондиционер, АБС, боковые подушки безопасности, бортовой компьютер и т. п. И все-таки если исходить из варианта «машина за свои деньги», то лучше всего рассматривать простые версии с 4-цилиндровами моторами и без особых наворотов. Двигатель 1,6 у нас, правда, недолюбливают, и, сэкономив на покупке, потом столкнетесь с проблемами при продаже. Пожалуй, лучше всего 2-литровый 145-сильный. В этом случае соотношение цена/качество действительно может приблизиться к идеальному.

Надо еще отметить, что пробег у продаваемых в России Mondeo почему-то почти никогда не превышает 170-180 тыс. км -- Ford не Mercedes, большие пробеги покупатели не любят. Ну а кто же их не скручивает, эти счетчики?