Как автолюбитель с многолетним стажем, так и человек, никогда не державший в руках водительского удостоверения может быть несколько удивлен необходимостью проведения независимой экспертизы состояния транспортного средства, находящегося в круге его интересов.

Независимая оценка состояния транспортного средства: особенности процедуры

Именно независимость оценки, другими словами ― отсутствие личной заинтересованности оценщика в результатах проверки играет здесь ключевую роль.

Если квалификация эксперта даже частично подвергается сомнению, то комплекс оценочных мероприятий с участием этих исполнителей – пустая трата времени. Качественная независимая экспертиза подразумевает под собой ряд сложных манипуляций - расчетов по научным методикам, использование специальных алгоритмов вычисления и специальных технических средств.

Выбор организации-исполнителя очень важен, требует подтвержденного опыта работы, технической оснащенности, репутации, соблюдения регламента законодательных норм оценочной деятельности. Неубедительность первой экспертизы повлечет за собой назначение дополнительных оценочных действий, приведет к увеличению расходов, неопределенным срокам решения вопроса инстанциями.

В каких случаях может понадобиться независимая оценка:

  • Сделка купли-продажи.
  • Оформление прав наследования.
  • Раздел имущества при разводе.
  • Постановка-снятие ТС балансом организации.
  • Оформление автомобиля залогом.
  • Споры со страховой компанией, отказавшей в возмещении ущерба либо – занизившей сумму страховой выплаты.
  • Претензии сервису-дилеру, отказавшемуся произвести ремонт по гарантии.
  • Претензии по качеству работ, выполненных автосервисом.
  • Экспертиза после ДТП.
  • Ситуации частного характера.

Итоговая оценочная стоимость может быть снижена годом выпуска автомобиля, его пробегом, дополнительно скорректирована внеплановыми ремонтными работами, аварийной историей, сколами, царапинами, вмятинами на кузове, внесением заводом-изготовителем изменений в конструкцию, использованием ТС в коммерческих целях, неправомерной эксплуатацией и т.п.

При купле-продаже транспортного средства взимается налоговый сбор, размер какого напрямую связан с итоговой рыночной стоимостью ТС, который, в свою очередь, определяется остаточной стоимостью. Поэтому процедура оценки привязана к текущей дате обращения, документация должна содержать реквизиты инициатора экспертизы, собственника автомобиля, номер ПТС, пробег.

Оформляя права наследования, нотариус должен иметь на руках заключение экспертизы, включающее, кроме оценочной стоимости транспортного средства, его подробное описание, методы оценки, информацию об анализе рынка экспертами. Уплата нотариальной пошлины непосредственно зависит от рыночной стоимости авто, так же как от степени родства. Большинству корректирующих данных присваиваются значения, имевшиеся на момент смерти владельца, но только если автомобиль не использовался в течение полугода. Нотариальная пошлина может составлять 0,3-0,6% от рыночной стоимости авто.

Нюансы раздела имущества в ходе бракоразводного процесса требуют более детального рассмотрения. Чаще всего владельцем является один из супругов, имеющий на руках полный комплект подтверждающих документов. Поэтому в спорных ситуациях суды могут принять во внимание информацию, полученную со слов одной из сторон как существенное дополнение к результатам оценки.

Проведение экспертизы транспортного средства, которое берется на баланс предприятием, является необходимостью только в определенных случаях: по договорам безвозмездной передачи, создания своими силами, обнаружения в ходе инвентаризации, при отсутствии подтверждающих документов.

Результатом оценки стоимости должен являться отражающий следующую информацию отчет:

  • Описание объекта экспертизы.
  • Анализ рынка на момент проведения экспертизы.
  • Описание методов и перечень технических средств, которые были применены в процессе оценки.
  • Алгоритм расчета рыночной стоимости.

Оформление транспортного средства в качестве залога также требует наличия документа (заключения), подтверждающего факт оценочных действий и отражающего рыночную стоимость залогового имущества на момент требования. Как правило, структурам, предоставляющим подобного рода услуги, выгодно навязывать клиентам «свои» организации и алгоритмы расчета. «Противоядием» в таких случаях может выступить лишь независимая экспертиза.

Красной строкой – ДТП. Последствия происшествий лучше всего воспринимаются в цифрах, а желающих «погреть руки» на людском горе и страхе всегда было предостаточно. Этим зарабатывают страховщики, юристы, аптеки, медики, полиция, МЧС, Штаб вооруженных сил и прочие субъекты.

Необходимость оценки состояния транспортного средства после ДТП независимыми экспертами на субъективный взгляд автора статьи – единственное, что не нуждается в комментариях.

Выводы просты и логичны: независимость экспертизы хоть и не панацея, но вполне работающий инструмент защиты своих интересов от всякого рода жуликов и некомпетентных «специалистов».

Материал подготовлен ресурсом bibika71.ru