03.01.2002
Перевозка машин из Германии в Россию на пароме быстро вытесняет опасные путешествия своим ходом. Беда в том, что этот морской круиз, как выяснила «Газета.Ru» , может обойтись не в 300 долларов, как написано в билете, а в полторы-две тысячи. Узнаете же вы об этом только на таможне.
Казусы вроде того, что случился со мной, в последнее время не редкость. Хотя это мало утешает. Надеюсь, по крайней мере, что другие не повторят моих ошибок....

.... по материалам сайта «Газета.Ru»

, Перевозка машин из Германии в Россию на пароме быстро вытесняет опасные путешествия своим ходом. Беда в том, что этот морской круиз, как выяснила «Газета.Ru», может обойтись не в 300 долларов, как написано в билете, а в полторы-две тысячи. Узнаете же вы об этом только на таможне.
Казусы вроде того, что случился со мной, в последнее время не редкость. Хотя это мало утешает. Надеюсь, по крайней мере, что другие не повторят моих ошибок. Отличная вещь паром! Особенно если сравнить с поездкой через Польшу. Там, например, на границе надо брать специальную охрану, стоящую $150-300 в зависимости от количества автомобилей в караване. Причем неизвестно, что представляет собой эта охрана – может, это и есть автомобильные бандиты, которые, получив с вас доллары, еще и машину отнимут. Прибавьте стояние в очереди на границе с Белоруссией и всякие выверты польской дорожной полиции, которая, например, недавно придумала, что зимой по Польше можно ездить только на зимней резине (всесезонка не подойдет) и заставляет въезжающих «переобуваться» на месте. Откуда на границе взять шины, поляков не волнует. Бензин, плата за охрану и гостиницу (без ночевки явно не доедешь), взятка на границе, чтобы не мерзнуть слишком долго, непредвиденные расходы – все это тянет долларов на 400. А паром – 685 марок за машину, причем плыть вместе с ней совершенно не обязательно. Можно, например, на самолете полететь. Сдуру я именно так и сделал…
Мир, как я теперь понимаю, делится на таможенников и всех прочих
Обычные люди могут рассуждать, разбираться в разных жизненных ситуациях – таможенники верят только бумажкам, с логикой принципиально не хотят связываться, а окружающую жизнь сводят к нескольким формальным схемам.

Я в Питере, с огромной кипой документов, иду получать приплывшую на пароме машину. Пустыри, свалки, заборы, автобусы не ходят – типичная портовая зона. Но меня-то ждет мой личный транспорт под названием Mazda 626. Балтийская таможня должна только впустить ее на российскую территорию, а таможенное оформление я пройду в Москве. Все документы вроде бы есть – купчая, справка о депозите (это деньги, которые платишь перед поездкой в счет будущей растаможки), паспорт транспортного средства, билет на паром, загранпаспорт, и т. д. и т. п. Много документов. А вот оэсбэшки нет. Что за оэсбэшка такая? Это декларация, которую человек заполняет при въезде в Россию. В ней есть графа «отдельно следующий багаж» (потому она и оэсбэшка), в которую нужно вписать автомобиль. А я не вписал, забыл. Хотя, если рассудить, и не мог вписать: документы при пересылке остаются в машине, так что VIN, например, я просто не знал.
Ошибся, не спорю. Непредоставление таможне документов карается штрафом от 3 до скольких-то там процентов таможенной стоимости товара. Штраф с меня, впрочем, не берут – но делают гораздо хуже.
Если в вашей декларации машина не указана, рассуждают таможенники, значит, вы ее в Россию не ввозили
Что же за таинственный благодетель этот сделал? Такого вопроса у них не возникает. То есть младший таможенный состав, в силу недостатка опыта, еще понимает, что ввозить-то больше и некому. Но начальник балтийской таможни знает абсолютно четко – не вы, и остальное меня не интересует. А дело-то в том, что всем известный порядок растаможки – 0,85 евро за кубик при объеме до 2,5 л и 1,4 при большем объеме – оказывается, льготный, действует только для физлиц, самостоятельно ввезших свои транспортные средства в нашу страну. А для юрлиц порядок совсем другой – совокупный таможенный платеж, составляющий примерно половину стоимости машины. В качестве «физика» с меня причиталось бы $1300, но я теперь юрлицо, и платить должен около $3 тыс. А кроме того, даже если я на такое соглашусь, машину все равно сейчас не отдадут, потому что таможенный депозит в обеспечение моих будущих платежей я вносил исходя из первой суммы, и его теперь просто не хватает.

Я не один в таком положении – еще несколько покупателей забыли про декларацию. Нам объясняют: вернетесь в Москву, доплатите, приедете опять в Питер, получите машину, в Москве разберетесь с декларациями, растаможите, потом снова к нам, чтобы забрать внесенные деньги. А можно, чтобы их в Москву переслали? Нет, нельзя.
Единственное, что можно, – заказать в Петербурге - сопровождение

Это такой специальный таможенник, который поедет с тобой в Москву и будет следить, чтобы ты по пути никуда от таможни не скрылся. Кроме приятной компании проблема еще в том, что сопроводителю надо платить $150. Да, и еще есть вариант – опять отправить машину в Германию, уехать туда вместе с ней и потом вернуться уже с соблюдением всех формальностей. Как в школе – «кто же так входит в класс? Выйди, постучись и опять войди». Сложновато получается. И дороговато.
В общем, я опять иду пешком по припортовым пустырям, вдоль каких-то заборов… В Москву, в Москву! Как ни удивительно, в Шереметьеве к моей проблеме отнеслись с пониманием: разрешили переделать декларацию, вписав туда автомобиль. Только – типичный таможенный выверт – дату хотели написать не ту, когда я действительно въехал в Россию, а нынешнюю. Получается полная чепуха – немецкая виза до 10 октября, вернулся в Россию как раз 10-го (штамп в паспорте стоит), а в декларации пиши – 25 октября. Но их такие вещи не смущают. И их питерских коллег тоже: машину мне сразу же отдали, даже поздравили, что так все у меня гладко получилось…
Недолго я радовался. До Москвы. Здесь вместо прежних проблем возникли новые. Даже таможенные брокеры, которые помогали мне с оформлением, были несколько обескуражены. Оказывается, у меня в декларации не указан номер грузовой накладной, по которой машина въехала в Россию (грузовая накладная – это на нашем языке билет на паром). Выходит, опять надо мне ехать в Шереметьево исправлять декларацию… А ехать-то и нельзя. Декларация сдана таможне, и забрать ее назад теперь уже никак невозможно. Почему? Потому.

Снова в истории начинает проглядывать проклятое юридическое лицо

Кстати, в бланке таможенной декларации нет даже такой графы – «номер грузовой накладной». Откуда же я могу знать, что его надо вписывать? Ответ у них давно готов и явно используется далеко не в первый раз: «Незнание закона не освобождает от ответственности». Хотя какой там закон, просто внутриведомственная инструкция, которую и почитать-то негде. Удивительно, какое большое наказание за отсутствие одной маленькой надписи – целых полторы тысячи. Но мне объясняют, что это не наказание. Это просто другой порядок – есть схема для физических лиц, а есть для всех остальных. Ну ладно, я сам идиот, забыл вписать машину. Но оказалось, что даже если бы вписал, ничего бы у меня не получилось!
Дело в том, что паромы из Киля в Санкт-Петербург идут очень загруженные. И поэтому мою машину погрузили не на тот паром, на который я взял билет, а на следующий. Пустяк вроде бы. Но это для простых людей. А таможенник смотрит глубже. Билет взят на 12 октября, а машина отправлена 15 октября. Несостыковка. Вывод – значит, машину ввозил не я, и, следовательно, отношение ко мне уже как к юридическому лицу. Не наказание, не расстраивайтесь, а просто другой порядок.
В обычной жизни, если у человека не хватает каких-нибудь документов, ему велят их принести. Здесь так нельзя. Мне присылают подтверждение из Киля, что да, такой-то действительно приезжал туда и заплатил за отправку машины, которая была отправлена позже. А почему мы должны верить этой бумажке? – спрашивает таможня. Билету они, правда, верят. Ну ладно, говорю, может, мне из Киля новый билет пришлют. Тогда, объясняют, на вас заведут дело о подлоге. Ведь один билет уже есть в деле, а два билета – это не по правилам.
В общем, в любом случае выходит, что я нарушитель

Дня через три-четыре хождений по таможенным кабинетам ты настолько проникаешься их фантастической логикой, что и вправду начинаешь подозревать, что чего-то нарушил. У меня до сих пор такое ощущение: вот даже подписался не своей мне фамилией, а идиотским псевдонимом…
Да, кстати, а выбросить первый билет они не могут, потому что тогда уже на них дело заведут. Сложная система. Причем разбираться в ней желательно быстро, потому что машина уже находится на таможенном складе, который стоит 550 руб. в сутки…
Конец у этой истории грустный и неинтересный. Так что сразу перейду к сути. Должен же во всем этом быть какой-то смысл. Чего, например, таким образом добивается таможня? Много денег для государства на этом не заработаешь. Профессиональные перегонщики, которых среди клиентов таможни подавляющее большинство (в здании в проезде Добролюбова сплошные кожаные куртки, их фирменная одежда), знают все эти хитросплетения и не попадутся. И они-то явно в выигрыше, поскольку чем сложнее процесс для простых граждан, тем больше у них работы.

Как объяснили мне таможенники, сложная схема сделана для того, чтобы люди сами ездили за машиной, а не заказывали ее прямо из Москвы
Непонятно, что плохого в том, чтобы машину заказывали. А главное, все равно ведь никто не мешает человеку договориться с перегонщиком, заплатить и получить машину, как это называется, «под окно», полностью оформленную. Единственная разница – перегонщику приходится сначала оформлять автомобиль на себя, а потом сразу же снимать с учета и продавать. Этого никто не запрещает.
А если говорить о документах, то, например, абсолютно правильно оформленную шереметьевскую декларацию можно купить прямо в здании таможни. Стоит она $400
Процедура, понятное дело, неофициальная – сумма не произносится вслух, а пишется на листке бумаги. Да и все остальные документы, оформленные абсолютно правильным образом (тот же билет на паром), не так трудно достать. Только делать это надо заранее, пока ни один «неправильный» документ не попал на таможню.
Ну а практический вывод один – не связывайтесь вы с этим паромом! Поезжайте лучше через Польшу, пусть вас там ограбят, убьют и машину отнимут, зато таможенного законодательства не нарушите. 27 ДЕКАБРЯ 12:14