Russian ГАЗ-АА

знаменитая полуторка

Фотография сделана нами на прошедшей в Гавани выставке, однако материал выложен только сейчас, и, тем не менее, это интересно!

Годы производства: 1932 - (1938) - 1942 - 1943 - 1944 - 1947, 1947 - 1950
4x2 1,5-тонный грузовик
Произведено всего: ? (более миллиона) штук
Двигатель: 40л.с./2200об/мин, 4-цилиндровый, карбюраторный, 4-тактный, 3285 куб.см Диаметр цилиндра/Ход поршня: 98.43/107.95мм
Степень сжатия: 4.2:1
Коробка передач: 4-скорости + 1 задняя
Длина: 5335мм, ширина: 2040мм, высота: 1970мм
Внутренние габариты платформы: 2450mm x 1870mm
База: 3340мм, дорожный просвет: 200мм
Колея передних колёс: 1405мм
Колея задних колёс: 1600мм
Радиус поворота: 7.5 м
Сцепление: однодисковое, сухое
Механические тормоза
Размер шин: 6.50-20 дюймов.
Ёмкость топливного бака: 40 л
Вес: 1810 кг
Максимальная скорость с полной нагрузкой по шоссе: 70 км/ч
Расход топлива: 20.5 л/100км

В 1929 в Нижнем Новгороде были собраны первые грузовики Форд-АА и легковые Форд-А из частей, присылаемых из Североамериканских Соединённых Штатов. Одновременно в Нижнем Новгороде (с 1932 - Горький) началось строительство нового автомобильного завода.

Новый завод получил имя ГАЗ (Горьковский Автомобильный Завод), хотя сначала он назывался НАЗ.

В январе 1932 из ворот нового завода выехал первый грузовик ГАЗ-АА, который был почти копией американского Форд-АА. В самом начале производства кабины грузовиков были деревянными и, потому, угловатыми (см. 6-ю картинку. Это рисунок художника А.Захарова из журнала "За рулём", 24кБ). Вскоре (по крайней мере уже в 1933 году) кабина приняла вид, как на первой 95кБ фотографии.
В 1938 появилась новая модель. ГАЗ-ММ был тем же самым ГАЗ-АА с двигателем от ГАЗ-М1.
Но в регистрационных картотеках ОРУД-ГАИ, на фоне многочисленных ГАЗ-АА, я не встречал ни одного упоминания ГАЗ-ММ до 1949 года, когда ГАЗ-ММ вдруг появляются в больших количествах. Возможно ОРУД-ГАИ называло так автомобили Ульяновской сборки (1949-1950). Этот автомобиль, совместно с ЗиС-5 был основным в Красной армии в первые годы войны (на 20 VI 1941 - 151100 ГАЗ-АА по данным из книги Л.Д.Гоголева "Автомобили в боевом строю", М, 1981).
К началу войны это были уже устаревшие модели, но их несомненным преимуществом была простота конструкции и неприхотливость к качеству топлива.
Большое значение сыграло то, что по сути дела все автомобили Красной армии были только двух типов - ГАЗ и ЗиС, что облегчало ремонт. У вермахта, наоборот, возникали большие проблемы в связи с разношёрстностью их автомобильного парка.
Летом 1943-го ГАЗ сильно пострадал от бомбардировок. Из-за нехватки стратегических материалов ГАЗ-АА военных выпусков был сильно упрощён.

Машина получила плоские крылья, только одну левую фару, только задние тормоза, только задний откидной борт.
От буфера тоже пришлось отказаться.
Некоторые грузовики имели даже матерчатые двери-скатки, позднее двери стали делать из доски-вагонки. Цельнометаллическая кабина была замерена на, если можно так сказать, кабину типа "кабриолет", которая уже так и осталась на конвейрах до конца производства (до 1950 года).

Одновременно с полуторкой ГАЗ собирал и американские "полуторки-вездеходы" Шевроле Г-7107 и Г-7117 (Г-7107 с лебёдкой) из контейнеров-комплектов, получаемых из САСШ по ленд-лизу. В 1947(?) ГАЗ завершил выпуск полуторки, но в 1947 - 1950 годах её производил Ульяновский автозавод.

ГАЗ-АА вполне заслуженно стал легендарным автомобилем у нас в стране. На самом деле почти никто не называл его официально, потому что народ дал ему имя "полуторка" за его грузоподъёмность. Это имя стало так популярно, что сейчас почти все ошибочно называют полуторкой заодно и трёхтонку ЗиС-5, которых нынче уцелело значительно больше. ЗиС-5 был снят с конвейера в Миассе только в 1958 году, когда полуторки уже почти исчезли с наших дорог.