Правительство преподнесло населению сногсшибательный новогодний сюрприз. Пошлины на иномарки, повышение которых еще утром казалось делом решенным, останутся прежними!..

По информации предоставленной Газетой.ру, правительство преподнесло населению сногсшибательный новогодний сюрприз. Пошлины на иномарки, повышение которых еще утром казалось делом решенным, останутся прежними. Минэкономразвития ослушалось самого Путина и будет «искать компромисс между российским автопроизводителями и российскими же автомобилистами».

Если бы сегодняшнее решение не было таким приятным для граждан, его можно было бы назвать откровенным издевательством. Несколько последних месяцев повышение пошлин на иномарки буквально всеми считалось делом абсолютно решенным. Известны были и новые ставки, и даже совершенно определенная дата их введения – 1 января 2002 года. Сегодняшнее заседание комиссии по защитным мерам во внешней торговле при Минэкономразвития должно было стать чистой формальностью.

«Решение примем почти наверняка, 1 декабря опубликуем постановление, а через месяц, как и положено, то есть 1 января 2002 года, оно вступит в законную силу», – заверяли нас в Минэкономразвития.

Между прочим, ввести новые пошлины с нового же года наказал правительству сам Владимир Владимирович. Но еще перед заседанием комиссии начали появляться странные признаки и выясняться любопытные подробности. Во-первых, оказалось, что в самом Минэкономразвития, которое непосредственно занималось разработкой новых пошлин, нет единства в вопросе. В правительстве нашлись-таки здравомыслящие люди. Замминистра Максим Медведков, выступив на рабочей группе перед комиссией, заявил, что считает введение новых пошлин нецелесообразным, поскольку они, грубо говоря, ни к чему не приведут. Нашлись противники у пошлин и в МИДе. И все же заявление Германа Грефа по итогам заседания стало сенсационным:

«Принятие новых пошлин необходимо отложить, чтобы в течение декабря найти компромисс между российскими автопроизводителями и российскими же автомобилистами».

Последние, как специально отметил министр, «резко протестуют против повышения пошлин на подержанные иномарки». Документ, заявил Греф, необходимо доработать. А поскольку перед тем его прорабатывали и дорабатывали не меньше полугода, это может означать кардинальный поворот в политике правительства: ВАЗам-ГАЗам легкой жизни в ближайшее время не будет. А между прочим, Волжский автозавод последнее время и так затоваривается (кстати, сами заводчане вполне по-советски объясняют затовариванием «перевыполнением плана по производству машин в октябре-ноябре). Что автомобилисты недовольны, было известно и раньше. Как бы наивно это ни выглядело на первый взгляд, надо признать, что правительство теперь прислушалось к народному мнению.

И не исключено, что свою роль в этом сыграла сегодняшняя акция протеста против новых пошлин, организованная владивостокскими автомобилистами и поддержанная «Газетой.Ru» и другими изданиями. Напомним, что акция состояла из двух частей.

Первая – в знак протеста против новых пошлин целый день ездить с зажженным светом – как мы и предсказывали, большого успеха не имела. Организаторы довольно расплывчато заявили, что «сегодня нас поддержало от 15 до 40% автомобилистов». Цифра совершенно непонятная, особенно если учесть, что фары люди зажигают по самым разным причинам, а не только в знак протеста. Зато вторая часть – коллективные письма президенту, Думе и Минэкономразвития – оказалась как нельзя кстати. До Путина, положим, письма не дошли – президентская пресс-служба сообщила «Газете.Ru», что письма приходили, и много, но она сама их сортирует, отбирает «значимые» и только их после тщательной обработки кладет на стол главе государства, так что о судьбе писем протеста ничего определенного сказать пока нельзя. С письмами Думе тоже получилось не очень – система ее работы с корреспонденцией настолько запутана, что проследить судьбу конкретного письма почти невозможно.

Зато Минэкономразвития не только получило письма, но и довело их до сведения министра. И его заявление о необходимости отложить решение выглядит отчасти следствием проведенной акции. Сейчас, когда правительство неожиданно выказало внимание к общественному мнению, самое время проводить новые подобные мероприятия.

«Газета.Ru» готовит проведение «недели непокупания ВАЗов», а также организацию коллективных судебных исков к российским автозаводам, абсолютно новая продукция которых нередко просто опасна для жизни, а аварии происходят не из-за ошибок водителя, а из-за конструктивных недоработок всяческих …АЗов.

Напомним, что последние планы Минэкономразвития были просто драконовскими – ввозные таможенные пошлины на иномарки старше семи лет должны были увеличить в 2,5–3 раза, а машины от трех до семи тоже должны были пострадать – пошлины на них должны были вырасти примерно в полтора раза. Дело доходило до того, что запретительные пошлины хотели ввести на машины старше пяти лет! Что теперь будет с пошлинами, предсказать не берется никто. Но, судя по всему, так плохо уже не будет никогда.

Ну, а таможня своего добилась даже без новых пошлин. На рынке подержанных иномарок несколько месяцев царила паника. Как рассказывали корреспонденту «Газеты.Ru» в ГТК еще месяц назад, «сейчас в страну ввозится за неделю месячная норма машин». С тех пор ситуация мало поменялась – народ стремился ввезти иномарки до новых пошлин. Во Владивостоке, например, где сил таможни хватало в лучшем случае на 300 машин в день, последнее время ежедневно ввозилось больше тысячи автомобилей. И разумеется, все платили пошлины, способствуя перевыполнению плана таможней. В проигрыше оказались те, кто последние месяцы покупал иномарку в России – цены в ожидании несомненного введения новых пошлин существенно выросли.

«Газета.Ru» будет следить за развитием событий и в ближайшее время расскажет подробнее о новых акциях, направленных на защиту иномарок и против протекционизма по отношению к российским автомобилям.