На авто-рынке Тольятти, где реализуется большая часть выпускаемых на ВАЗе машин, впервые за последние два года возникла затоваренность. Как сообщает газета "Коммерсант", к концу прошлой недели на складах дилеров скопилось более 20 тыс. непроданных автомобилей.

На автомобильном рынке Тольятти, где реализуется большая часть выпускаемых на ВАЗе машин, впервые за последние два года возникла затоваренность. Как сообщает газета "Коммерсант", к концу прошлой недели на складах дилеров скопилось более 20 тыс. непроданных автомобилей. Последний раз такое было летом 1998 года. Тогда завод спас августовский кризис. Сейчас руководство завода пытается справиться с проблемой своими силами.

По сведениям издания, после обвала рубля в августе 1998 года спрос на "Жигули" и "Лады" держался стабильно высоким. Машины "уходили" буквально с конвейера. Автозавод ежемесячно увеличивал отпускные цены. Маркетинговые службы предприятия ориентировались на уровень спроса, фиксируемый дилерами. Как только розничная цена на те или иные модели начинала расти, завод тут же пересматривал отпускные цены на эти модели, не давая дилерам возможности получать слишком большую маржу.

По прогнозам заводских маркетологов, в этом году розничные цены на машины ВАЗа должны были вырасти на 9,8%, но фактически этот показатель уже сейчас составил 10,6%. Последнее повышение отпускных цен (в среднем на 3%) произошло 17 октября. Однако, по словам начальника управления маркетинга АО АвтоВАЗ Алексея Борисоглебского, с 9 ноября началось снижение розничных цен на машины, реализуемые на тольяттинских площадках. Дилеры снижали цены каждый день, но покупателей от этого больше не становилось.

К концу прошлой недели у тольяттинских дилеров на складах хранилось более 20 тыс. нереализованных машин. Раньше складские запасы не превышали 3-4 тыс. Вице-президент АвтоВАЗа Владимир Кучай выставил дилерам ультиматум: они продают машины по максимально низким, рекомендованным заводом розничным ценам; несогласным с этим условием продукция поставляться не будет.

Сейчас разница тольяттинских и московских цен составляет в среднем: по машинам "десятого" семейства 14,1 тыс. руб., по "Самаре" – 12,8 тыс. руб., по "Ниве" – 6 тыс. руб.

В среде вазовских дилеров по-разному оценивают причины снижения спроса на тольяттинские машины. Так, в Международной ассоциации дилеров (МАД) "Коммерсанту" заявили, что серьезное влияние на изменение конъюнктуры оказал тот факт, что в начале ноября в СМИ появилась информация о предстоящем снижении отпускных цен на заднеприводные (в среднем на 4 тыс. руб.) и переднеприводные модели (на 10 тыс. руб.). А по словам Ирины Мироновой, руководителя дилерской фирмы "Омега-Интер", в конце года всегда наблюдается снижение спроса на машины. Автовладельцы просто не хотят покупать в декабре машины, в техпаспорте которых будет значиться лишний календарный год.

На ВАЗе считают, что нынешний сбытовой кризис закончится уже к концу первой декады декабря. А к началу января будущего года объем продаж стабилизируется, и уже в середине января на предприятии планируется вновь повысить отпускные цены.

Впрочем, отмечает газета, в 1998 году, когда запасы дилеров в Тольятти превысили 30 тыс. машин, от остановки завод (у которого к тому моменту скопились собственные запасы в 17 тыс. автомобилей) спасло только падение рубля и обвальное сокращение спроса на иномарки. Сейчас недорогие иностранные машины отбивают рынок у ВАЗа. Так, Renault объявил о двукратном росте продаж по сравнению с прошлым годом, а Skoda в октябре сообщила, что продала в России машин на 205% больше, чем за девять месяцев прошлого года. Обе эти компании поставляют машины, находящиеся в одном классе с "Ладами". Машины АвтоВАЗа остаются наиболее покупаемыми в стране. Однако если надежды маркетологов на январское оживление спроса не оправдаются, заводу придется в срочном порядке проводить распродажи своих машин или возобновлять бартерные схемы расчетов.

РБК