ВАЗ 2108(9)3-34 «Тарзан».
Вот только стоит «человекообезьяна» совсем не тарзановские пять бананов. «Тарзан» – машина не особо новая. Ее разработка велась в недрах завода еще с дремучих восьмидесятых – уже тогда было понятно, что «Нива» постепенно теряет актуальность.

ВАЗ 2108(9)3-34 «Тарзан». Вот только стоит «человекообезьяна» совсем не тарзановские пять бананов.

«Тарзан» – машина не особо новая. Ее разработка велась в недрах завода еще с дремучих восьмидесятых – уже тогда было понятно, что «Нива» постепенно теряет актуальность. Тем не менее с началом перестройки, а после и с вступлением России на путь капиталистического развития, интересная идея была задвинута в стол. Откуда в середине девяностых ее и достали бравые ребята из тольяттинской фирмы «Лада-консул». Сама компания принадлежит к обширной массе дочерних вазовских предприятий – тех, что всеми силами пытаются как-то разнообразить ущербность модельного ряда Волжского автозавода. Разнообразили – по существу, из двух разных автомобилей собрали один гибрид. За вычетом ряда приятностей оказалось, что к недостаткам одной машины присовокупили неудачные моменты другой. Что ж, бывает Идея скрестить «Ниву» с «восьмеркой»/«девяткой» бороздит просторы русских умов довольно давно. То «восьмерки» поднимают и ставят на них подобие межколесного дифференциала (такой «тюнинг», как правило, идет в дополнение к тонированным стеклам и музыке «бум-птынц») для достижения «повышенной проходимости», то на «Ниву» нацепляют многочисленный пластиковый обвес и самые разные спойлера под знаменем «улучшения аэродинамических показателей машины». Иногда такие вещи смотрятся неплохо, чаще – особенно когда «тюнинг» разрабатывается в «гаражном» сервисе – отвратительно. «Тарзан», скорее, относится к первой группе. Доработанная в условиях, приближенных к заводским, заводскими же спецами, машина выглядит интересно. На мой взгляд, высокий клиренс, диски-«пятнашки», молдинги и порожки вообще идут автомобилям зубилообразной формы. «Тарзан» не исключение – свои пять копеек добавляет к тому же редкость этого автомобиля, что, как известно, уже является залогом успеха в нашей стране.

Интересное дело – в любой другой развитой точке мира машины, собранные вручную, ценятся на вес золота. Их коллекционируют, на них торжественно катаются по выходным и выставляют на видное место в гаражах. Правда, и у производителей к ним отношение особое. Вряд ли кто слышал, например, чтобы в Lamborghini Diabolo GT (а их, кстати, было выпущено чуть побольше, чем «Тарзанов») скрипели панели, замки отказывались запирать, а зажигание работало через раз. В «Тарзане» все это успешно происходит, несмотря на ручную сборку. Производитель уверяет, что четыре человека собирают машину из комплектующих за шесть часов. А цена внедорожной восьмерки при этом, по российским масштабам, соответствует суперкару – $10 000 за отечественную машину довольно много. Принцип конструкции «Тарзана» можно описать несколькими словами. На специально изготовленной под этот автомобиль раме смонтированы узлы и агрегаты от «Нивы», а на получившуюся таким образом тележку устанавливают кузов от «восьмерки» или «девятки» Кстати, при такой конструкции заменить кузов в случае необходимости можно всего за несколько часов. Основой тележки является оригинальная сварная рама из прямоугольного профиля переменного сечения. Остальные узлы и агрегаты монтируются именно на нее. Двигателей – два, ВАЗ-21213 объемом 1,7 литра и 1,8-литровый ВАЗ-2130. Коробка в «Тарзане» используется от «Нивы», а соответственно, пришли и сопутствующие проблемы, самой главной из которых является расположение рычага КПП. При включении третьей передачи, как на стандартной «Ниве», рука упирается в торпедо, а чтобы попасть на пятую передачу, приходится клониться вправо. Сам рычаг, кстати, претерпел небольшие «стилистические» изменения – теперь он в лучших традициях московских таксистов замотан в кожух, а в качестве набалдашника используется «десяточная» насадка. Самое оригинальное в конструкции «Тарзана» – это задний мост. Для его изготовления «Лада-консул» использовала нивовский передний мост, развернула его на 180 градусов и прикрепила к раме Получился первый отечественный внедорожник с независимой подвеской. Благодаря ей на пересеченной местности «Тарзан» действительно неплох – мелкие выбоины незаметны, а на больших колдобинах трясет не особенно. Не случается с «Тарзаном» и традиционного «нивовского» козления. Посадка в «Тарзане» не по-восьмерочному высокая, что, на мой взгляд, очень удобно в смысле улучшения обзорности. Крайне приятно также было обнаружить в салоне регулируемую рулевую колонку – необычно, что в не очень-то дружелюбном восьмерочном салоне руль можно подстроить под себя. Сам руль, кстати, использован «десяточный» – тольяттинские дизайнеры, по всей видимости, сделали его эталоном новизны: на всех последних разработках присутствует именно эта «хмурая» баранка. Торпедо и «борода» – от обычной восьмерки с высокой панелью. Непривычно только ощущать три рычага под правой рукой – вместе с кочергой КПП там расположились также рычаги блокировки дифференциала и включения понижающего ряда. Приятности кончаются в тот самый момент, когда заводишь двигатель. Уровень шума в салоне, конечно, ниже, чем в «Ниве» – что, как правило, подчеркивают «привазовские» журналисты. Но по сравнению с той же «восьмеркой» в этом пункте «Тарзан» проигрывает начисто. Но это только цветочки – ягодки появляются, как только начинаешь трогаться с места. Разгонная динамика чуть получше, чем у 21-й «Волги», выпущенной в 1956 году, – 30 секунд против 34 Понятно, что столь неприглядная цифра объясняется тяжелой рамой – но все же… Благодаря этому на «Тарзане» полностью исключены резкие маневры и перестроения. Максимальная скорость – 150, что явно мало для современных требований. Кроме того, из-за «Нивовского» рулевого механизма велико усилие на руле – парковаться на «Тарзане» занятие не из простых. Усугубляет положение большой радиус поворота вкупе с отсутствием гидроусилителя.

Впечатления от «Тарзана» получились, что называется, неоднозначными – с одной стороны, это интересный и самобытный автомобиль, созданный российским автопромом. С другой – огромный ряд технологических недостатков. В идеале «человекообезьяне» пристало быть утилитарным автомобилем – для тех, кто ценит минимальный комфорт, не любит высоких скоростей и часто ездит по проселочным дорогам на дачу. Своего рода топ-модель для дедушек-пенсионеров, которых на дороге принято именовать «дедами с ватой в ушах». Но дороговата машина для таких клиентов...

Тольяттинский разработчик автомобиля Иван Спиридонов в разговоре со мной назвал «Тарзан» «отличным и интересным автомобилем». В объективности его заподозрить трудно. Да и задумка самарского губернатора исползовать специально обрудованных «Тарзанов» для уборки улиц едва ли может быть признана рациональной. Но может, у нашего героя все-таки есть будущее: сама по себе идея, если забыть о воплощении, интересна. К тому же вскоре появится «Тарзан»-2, построенный с применением кузова от «двенадцатой» модели. Есть шанс, что хоть его постараются как-нибудь так доработать, чтобы от «родителей» ему достались не только наследственные болезни.

Информация с сайта Газета.RU