В Москве и Московской области ГИБДД совместно со Сбербанком проводят эксперимент. Теперь информация об оплате штрафа будет приходить в подразделение буквально сразу после того, как операционист в банке оформил перевод. Новая система позволит избавить службу судебных приставов от "ложных вызовов", а водителей - от наказания за якобы неоплаченный штраф. Пока сама процедура оплаты и контроля таких штрафов создает массу конфликтных ситуаций...

В Москве и Московской области ГИБДД совместно со Сбербанком проводят эксперимент. Теперь информация об оплате штрафа будет приходить в подразделение буквально сразу после того, как операционист в банке оформил перевод. Новая система позволит избавить службу судебных приставов от "ложных вызовов", а водителей - от наказания за якобы неоплаченный штраф. Пока сама процедура оплаты и контроля таких штрафов создает массу конфликтных ситуаций. Как она расписана по правилам сегодня? Инспектор оформил постановление-квитанцию за дорожный проступок, и у водителя есть десять дней на обжалование предъявленных ему претензий и 30 дней на оплату штрафа. Контроль за уплатой штрафа лежит на ГИБДД. Однако информация о том, что водитель честно и вовремя раскошелился, нередко поступает в подразделения ГАИ не вовремя. Да и не всегда по полученной информации можно установить, что перечисленная сумма - это штраф от такого-то за такое-то нарушение. Поэтому зачастую возбуждаются дела о взыскании якобы неуплаченных штрафов и направляются судебным приставам. Судебные приставы начали жаловаться, что взыскание мелких штрафов обходится государству значительно дороже. Они даже выступили с предложением увеличить мелкие штрафы до себестоимости их сбора. Недобор штрафов порождает карательные инициативы в пользу местных властей, в бюджеты которых идут эти деньги. Их собираемость составляет около 58 процентов. Так появилась другая жесткая для водителей инициатива: вернуться к старым схемам. Заставить водителей ездить в ГАИ и предъявлять оплаченные квитанции. А то и вовсе задерживать права, пока штрафные деньги не пройдут через кассу. Понятно, какой протест уже вызвали такие проекты в водительской среде. Обнадеживающую информацию предоставили корреспонденту "РГ" в департаменте обеспечения безопасности дорожного движения МВД России: такие замыслы руководство ГАИ не поддерживает. Там считают, что можно отладить механизм сбора штрафов, не прибегая к карательным методам. И уже начали эксперимент по новой штрафной процедуре без "ужесточения режима". Заместитель начальника ДОБДД Владимир Кузин специально для читателей "РГ" разъяснил, почему выбран мягкий для водителей вариант изменений и от какой головной боли он нас избавит. По его словам, предложение приставов просто повысить штрафы - подход не совсем правильный. По их логике, если себестоимость взимания штрафа обходится бюджету в 300 рублей, то, значит, минимальный штраф должен быть 300. Если завтра в результате инфляции себестоимость повысится до 500 рублей, то и минимальный штраф должен будет возрасти до полутысячи. - В КоАП и в Уголовном кодексе заложен совершенно другой принцип: наказание должно быть справедливым, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности совершенного правонарушения, - говорит Владимир Кузин. - Законодатель, устанавливая меру ответственности, руководствуется именно этим принципом. Следует учитывать, что наказание должно носить превентивный, то есть предупреждающий характер. Конечно, для кого-то и три тысячи рублей - не наказание, а для кого-то и сто рублей - серьезная потеря для кошелька. Да, штрафы у нас едины для всей страны, а мера воздействия разная. Но нельзя ориентироваться только на людей с большими доходами, ведь их как раз меньшинство. Мера ответственности должна быть не только профилактической, но и оптимальной. То есть подъемной, чтобы гражданин мог ее оплатить. Владимир Кузин считает, что вообще скопом менять штрафы нельзя. Такого рода перемены - "штучная работа" с ясно поставленной задачей. - Возьмем такой пример: за год зафиксировано 12 тысяч нарушений по части 1 статьи 12.3 - управление без документов, предусмотренных Правилами дорожного движения,- объясняет генерал. - Это статья для забывчивых водителей. Выскочил быстро из дома, права забыл в кармане пиджака. Сейчас не составляет проблем быстро проверить, имеет ли он права и документы на машину, числится ли автомобиль на учете и за кем. Поэтому серьезно усиливать ответственность за это нарушение нет оснований. Или вот еще пример: часть 1 статьи 12.5 - управление транспортным средством с неисправностями, при которых запрещена эксплуатация. За прошлый год почти пять миллионов нарушений. Здесь другой случай. Более целесообразным представляется пересмотр самой нормы. Разделить ее по конкретным составам нарушений. Ведь сейчас под эту статью подпадают и тонированные стекла, и негорящие фары, и отсутствующие аптечки, и просроченные лекарства в них. Отсутствие брызговика, например, практически не влияет на безопасность дорожного движения, за это нарушение не стоит увеличивать меру ответственности. А за другие нарушения, когда не горят фары или не работают дворники, то есть те, при наличии которых вообще запрещено дальнейшее движение, стоит поднять штрафы. Только такой подход необходимо применять при рассмотрении вопросов об увеличении ответственности. А для того чтобы повысить собираемость штрафов, нужно сделать так, чтобы автомобилисту было удобно его заплатить и невыгодно не платить, а гос автоинспекции - проследить за его уплатой. - Вполне возможен метод кнута и пряника, которым пользуются в ряде европейских стран, - предлагает замначальника департамента. - Там установлен некий определенный срок, в течение которого гражданин должен заплатить штраф. Если он делает это раньше, то для него предусмотрена определенная скидка, если позже, то действует прогрессивная шкала увеличения штрафа. Кроме того, возможно ввести ограничения на производство каких-то действий, например, пока человек не заплатит штрафы, он не может пройти техосмотр или снять машину с учета. А для получения своевременной информации об оплате штрафов сейчас налаживается новая система. Раньше банк, который принимал штрафы, составлял электронный реестр, аккумулировал средства, а потом передавал все это в территориальное казначейство, поскольку там распределяют бюджетные деньги по видам доходов. У этого способа два недостатка: предоставление информации затягивается и сложно четко персонифицировать платежи. Сейчас в Москве и Московской области в порядке эксперимента внедряются новые технологии. Подразделения Госавтоинспекции сами будут составлять электронный реестр назначенных штрафов, где указываются номер постановления, сумма штрафа, и к этому реестру прилагаются реквизиты, куда штраф должен поступить. Он в течение суток пересылается в кредитные учреждения. Операционист, когда к нему приходит плательщик, набирает лишь номер постановления и тут же получает все реквизиты, куда перечислять деньги, а также данные нарушителя и сумму штрафа. Ему остается только принять деньги. Информация об оплате тут же поступает обратно в подразделение. Если человек не оплатил штраф, то на 41-й день в ГИБДД на мониторе высвечивается информация о должнике. И тогда уже можно по этому поводу возбуждать административные дела и направлять их судебным приставам. Как только эта технология будет обкатана, Сбербанк распространит ее по всей территории России. Это должно произойти уже в этом году. Также в ГИБДД в качестве эксперимента начали внедрять систему информирования населения о долгах по штрафам в том же электронном виде. В Краснодарском крае с 1 июля прошлого года работает система контроля за платежами. Там человек может отправить СМС на определенный номер, указав номер машины. И тут же ответом получит сообщение - числится за ним долг или нет. Источник: www.gibddsao.ru