Вице-премьер России Александр Новак не исключил возможности полного запрета на экспорт бензина в августе-сентябре, если «ситуация потребует этого». Решение, согласно его словам, будет принято в ближайшие дни во время пресс-конференции на Нефтяном саммите Республики Татарстан.
"Мы будем следить за ситуацией на бирже в ближайшие дни и принимать соответствующие решения", – заявил Новак в ответ на вопрос о потенциальном введении запрета на экспорт бензина, который также касался бы нефтяных компаний, передает РИА Новости.
Это заявление можно считать комментарием к информации о том, что на совещании 9 июля, посвященном внутреннему топливному рынку, полного запрета на экспорт бензина принято не было. В то же время, как сообщалось, с инициативой о запрете выступили Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и Министерство энергетики.
Напомним, что в России на данный момент действует запрет на экспорт бензина для непроизводителей — это ограничение было введено правительством и запрещает компаниям, не занимающимся производством бензина, его вывоз за границу.
Экспорт бензина разрешен только тем производителям, которые производят свыше 1 миллиона тонн в год, в то время как трейдеры, нефтебазы и НПЗ с меньшей мощностью не имеют права на вывоз. Пока действие запрета продлено до 31 августа. Соответственно, в ближайшее время может появиться и полный запрет на экспорт топлива.
Развитие ситуации традиционно требует принятия мер в условиях роста внутренних цен на топливо, что связано с сезонным увеличением спроса, особенно летом и перед посевной кампанией.
Также имеется ряд других инициатив, направленных на предотвращение дефицита топлива и значительных скачков его цен. Например, правительство считает, что нефтепроизводители должны заключать прямые контракты на поставку бензина, а не торговать на бирже.
Торговля на бирже, в отличие от прямых договоров, может приводить к резким колебаниям цен, в то время как прямые контракты фиксируют цены и объёмы, что способствует стабильности рынка. Кроме того, на бирже компании могут испытывать дефицит нужных объемов топлива в критические моменты.