В мае 2025 года в производстве автомобилей в Великобритании зафиксирован худший результат (произведённого за месяц) с 1949 года - если исключить "пандемийный" 2020 год. Какие у этого причины?

Производство автомобилей в Великобритании упало

В абсолютном выражении производство автомобилей в Великобритании вернулось к уровню 76-летней давности. Производство легковых автомобилей в стране в мае этого года составило 47 723 единицы. Еще большее падение было в производстве коммерческих автомобилей, которое упало на 53,6%, составив всего 2 087 единиц за месяц.

В целом в мае с конвейеров Великобритании сошло менее 50 000 транспортных средств, включая легковые автомобили, легкие коммерческие автомобили, грузовики и автобусы. Причём спад наблюдается от месяца к месяцу. В итоге в 2025 году британское производство уже упало на 12,9% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года, составив 348 226 единиц — самый низкий объём за 70 лет. 

Чем же объясняют такое падение автопроизводства сами британцы?

Самое забавное, что, оказывается, виноваты... США. А точнее, дополнительные тарифы, введённые Соединенными Штатами. Речь о пошлинах в 25%й на импорт британских автомобилей, которые были введены в марте текущего года. В результате экспорт в США упал на 55% и некоторые компании вроде Jaguar Land Rover и Aston Martin вообще перестали поставлять свои продукцию в США.

Производство автомобилей в Великобритании упало

Получается, что британские атопроизводство полностью зависит от американского рынка и американского правительство. Сейчас британцы надеются, что ситуация немного исправится, поскольку появилось новое соглашение между двумя странами. Теперь СЩА разрешили ввозить в страну до 100 тысяч британских автомобилей в год с пониженным тарифом в 10% (до всей этой истории было всего 2,5%). 

Экспорт в страны Европейского союза, который всё же давал больше прибыли (и просто в ЕС продавалось больше британский авто) упал по данным на май этого года на 22,5%. Продажи в Китай и Турцию упали на 11,5% и 51% соответственно. Но что более интересно, при таком падении на экспорт уходит 78,5% автомобилей, произведённых в Великобритании - это очень много.

То есть речь о том, что проса на местную продукцию на внутреннем рынке падает.

И сегодня крупнейшим производителем в стране является не британский бренд, а Nissan (он производит в Британии модели Qashqai и Juke, в планах - электрический Leaf третьего поколения). Весомую долю занимает завод Toyota, где выпускается хэтчбе Corolla и Touring Sports (в планах - производство GR-версии Corolla).

Производство автомобилей в Великобритании упало

Конечно, есть и британские марки. Знаменитый Mini до сих пор имеет хорошие объёмы производства, но под контролем немецкой BMW. Легендарный Bentley принадлежит Volkswagen AG, как и Rolls-Royce. Даже знаменитые чёрные кэбы, известные в качестве фирменного лондонского такси, производятся компаний London Electric Vehicle Company (LEVC), которая принадлежит китайской Geely. Да и в общей статистике это ни о чём - всего около 2000 экземпляров в год. 

Впрочем, винят британцы в падении своего автопроизводства не только США.

Проблема в принципе в том, что внутри страны рынок не такой уж большой. Производство автомобилей в Великобритании сократилось довольно резко после референдума о выходе из ЕС (знаменитый Brexit) в 2016 году и с тех пор падает - с 1,7 млн ​​автомобилей в год тогда до менее 800 тысяч в 2024 году.