Законопроект, касающийся введения требований к уровню локализации автомобилей, используемых в качестве легковых такси, принят Госдумой сразу во втором и третьем чтении. Хотя участники рынка и высказывают сомнения в том, что стоит принимать закон именно в таком виде, скорей всего рынок ждут изменения.

такси машины

Сторонники нового закона считают, что этот шаг имеет важное значение для регулирования автопарка такси в стране и поддержки отечественного производства. Заметим, что речь об этом идёт давно. Так ещё в 2023 году в Совфеде предложили повысить уровень российской локализации производства запчастей для такси — но, как видим, в итоге решили взяться за сами машины.

Условия для внесения автомобилей в реестр такси

Согласно новому закону, для того чтобы автомобиль мог быть включен в реестр такси, необходимо выполнение одного из следующих условий:

  • Совокупное количество баллов локализации должно соответствовать количеству, установленному правительством для государственных закупок.
  • Автомобиль должен быть произведен в рамках специального инвестиционного контракта, заключенного в период с 1 марта 2022 года по 1 марта 2025 года.

Предполагается, что закон вступит в силу с 1 марта 2026 года. Депутаты учли особенности различных регионов страны и сделали исключения для следующих территорий:

  • В Калининградской области и Сибирском федеральном округе требования к автомобилям такси вступят в силу только с 1 марта 2028 года.
  • В регионах Дальневосточного федерального округа требования будут действовать с 1 марта 2030 года.

Тут также стоит отметить, что Крым, несмотря на запросы об отсрочке, исключение не получил, а в новых (исторических) регионах РФ требования пока действовать не будут​​​​​ вообще​​.

такси

Ключевые положения нового законопроекта

Новые правила к автомобилям для такси включают следующие основные положения:

  • Обязательное включение водителей и их автомобилей в государственные реестры такси.
  • Допуск к работе только тех автомобилей, которые набрали не менее 3200 баллов по системе оценки уровня локализации.
  • Возможность использования автомобилей, произведенных по специальным инвестиционным контрактам (СПИК), заключенным до 1 марта 2025 года.

Перспективный список автомобилей для такси

Получается, что с учётом всего вышесказанного, с 2026 года в такси смогут использоваться следующие модели:

  • Lada Granta, Lada Vesta, Lada Largus, Lada Aura (все — от «АвтоВАЗа»).
  • «Москвич» (в рамках СПИК 2023 года).
  • Электромобили Evolute и Voyah (по СПИК 2022 года).

Вероятно, в этот список также будут включены модели Haval Jolion, может быть ещё несколько менее популярных нарынке моделей. Обновление автопарков автомобилями китайских марок считался одним из трендов 2024 года, но в «разрешительный список», как видим, они пока не попадают или попадают единицы.

Важно, что в списке — кроме «автовазовских» моделей — нет вообще никого из топ-10 самых популярных в России автомобилей для такси. Статистика показывала, что главными обладателями «шашечек» на начало 2025 года у нас были такие марки, как Kia,
Hyundai, Volkswagen, Skoda, Renault, Toyota, Chery, Haval, Geely и т. д.

такси рено хавал

Предупреждения о возможных рисках

Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) выразил опасения по поводу возможного дефицита автомобилей и повышения цен на такси. Объединение самозанятых водителей обратилось к президенту с просьбой о непринятии законопроекта в его нынешнем виде, подчеркивая потенциальные негативные последствия для самозанятых водителей.

В данном случае, видимо, имееются ввиду те замозанятые, которые являются владельцами автомобилей, используемых для работы в такси. Очевидно, что есть реальный риск остаться без работы — таую машину дорого не продаж, то есть чтобы купить новый автомобиль из списка разрешённых, придётся дополнительно вложиться.

Специалситы предполагают, что для приобретения новых автомобилей будут предлагаться субсидии. Также, взятие кредитов водителями может оживить кредитно-банковский сегмент, что приведет к возможному введению льготных условий кредитования.