Традиционно к осени в России начинаются разговоры об ожидании подорожания автомобилей. Конечно, в нынешний период удивляться этому не приходится, хотя поводов последние годы хватало всегда. Можно даже порадоваться, что пока специалисты ожидают роста цен «всего» на 5−10%.
Речь о том, что цены изменятся до конца 2023-го года, а причин для этого видится несколько. Так по данным РОАД (ассоциация «Российские автомобильные дилеры»), причиной подорожания автомобилей может стать хотя бы то, что их не хватает.
Стандартная ёмкость российского рынка — то есть то, сколько в среднем автомобилей в год могут найти своих покупателей — составляет 1,5 миллиона экземпляров авто. По оценка главы РОАД Алексея Подщеколдина, в этом году российские дилеры смогут реализовать не более 800 тысяч автомобилей.
Получается, что потенциальный спрос выше почти в 2 раза, то есть надо бы «выкинуть» в продажу ещё столько — а столько просто нет. Ожидаемо, что дилеры могут поднять цены — им ничего не мешает, а покупатели найдутся на любые цены.
Упомянул глава РОАД и такие причины, как ослабление рубля и повышение утилизационного сбора с 1 августа. Если тема с курсами валют спорная — предсказать тут что-то из-за общей ситуации в мире довольно сложно, то утильсбор так или иначе должен повлиять на ценники.
Дело в том, что с августа полную ставку утильсбора будут платить те, которые ввозят иномарку и планируют её перепродать на территории России в течение 1 года с даты ввоза. Кто это? Перекупы и дилеры, конечно. Как это повлияет на цену?
Ставка для легковых автомобилей с двигателями объёмом до 2 литров повысится чуть меньше, чем в 2 раза — с 178 тысяч 300 тысяч рублей. Это не так страшно, поскольку за кроссоверы и внедорожники в некоторых случаях придётся платить уже более, чем в 3 раза больше.
Если прогнозы по росту цен на новые автомобили в 10% подтвердятся, то это будет примерно такое же увеличение цены, какое уже зафиксировано в этом году. Ведь средняя цена на автомобили уже выросла относительно прошлого года — на 13,5% на новые авто и на 9% на б/у машины. Итого 20% - что, на самом деле, типично для последних нескольких лет.
Так, согласно данным «Автостата», средневзвешенная цена новой ленгковушки в России по итогам 2022-го года выросла как раз на 20% (с 2 до 2,38 миллиона рублей), а годом ранее, по итогам 2021-го года, процентный показатель был ровно таким же, только сумма другая (выросла до 1,68 миллиона рублей).