Российское представительство японской фирмы Nissan Motor официально сообщило о том, что она покидает авторынок нашей страны.
Напомним, что производство автомобилей Nissan в России было приостановлено, в связи с известными событиями, в марте нынешнего года. Оно должно было быть возобновлено в прошлом месяце, но тогда фирма объявила о продлении простоя до конца текущего года.
Теперь же автопроизводитель решил вообще прекратить работу в России. При этом он продаст все свои предприятия, расположенные в нашей стране, Центральному научно-исследовательскому институту автомобилей и двигателей (НАМИ).
В их перечне значатся производственный и научно-исследовательский центры в Санкт-Петербурге, а также расположенный в Москве центр продаж и маркетинга. После смены владельца они будут называться по-другому.
Сделка по продаже российских активов Nissan будет официально оформлена в ближайшие недели. Следует отметить, что в ней оговаривается то, что японская фирма имеет возможность опциона на их обратный выкуп в течение последующих 6 лет — на таких же условиях были проданы акции «АвтоВАЗа», принадлежавшие Renault.
Сотрудники бывших российских предприятий Nissan получат от фирмы компенсацию в размере годовой заработной платы. Но они не останутся без работы — например, переход санкт-петербургского завода в собственность НАМИ гарантирует им сохранение более 2 000 рабочих мест.
Как сообщил министр промышленности и торговли России Денис Мантуров, послепродажным обслуживанием машин Nissan, а также поставками расходников и запчастей для них займётся «АвтоВАЗ».
Расположенный в посёлке Шушары, входящем в состав Санкт-Петербурга, российский завод Nissan был основан в 2006 г., а заработал с 2009 г. В последнее время с его конвейера сходили весьма популярные в нашей стране кроссоверы Nissan Qashqai, Nissan X-Trail и Nissan Murano.
Кстати, для самой фирмы Nissan Motor уход с российского авторынка обернётся немалыми убытками. Например, единовременный ущерб от прекращения работы в нашей стране составит около 100 000 000 000 иен (686 000 000 долларов или 42 970 000 000 руб.).
Об этом официально сообщила пресс-служба японского автопроизводителя. При этом в её заявлении указывается, что, несмотря на потерю столь внушительной суммы, прогноз аналитиков фирмы на текущий финансовый год остался без изменений.
Интересно, какие автомобили будет выпускать бывший российский завод Nissan Motor? Однозначно, что это не будут «Лады» и УАЗы: Волжский и Ульяновский автозаводы сейчас сами еле-еле сводят концы с концами — им явно не до расширения производства.
Вообще, по логике, руководству НАМИ в такой ситуации было бы неплохо начать переговоры о сотрудничестве с китайским концерном Dongfeng Motor Corporation. У него есть совместное с Nissan Motor предприятие Zhengzhou Nissan, с конвейеров которого сходят те же самые паркетники Qashqai.
В случае успеха таких переговоров не придётся менять технологическую оснастку предприятия и переучивать его персонал. При этом для российских автомобилистов сохранилась бы возможность покупать «Кашкаи», заслужившие в нашей стране хорошую репутацию своими надёжностью и практичностью.
Обдумывают ли в НАМИ такой вариант — пока неизвестно. Но можно, по крайней мере, предположить, что завод в Шушарах будет выпускать какие-то китайские автомобили — вполне возможно, что фирмы Chery, которая уже давно заявила о готовности локализовать сборку своей техники в России.
Гораздо меньше вероятность того, что на конвейер этого предприятия встанет какая-либо модель иранской фирмы Iran Khodro (IKCO), которая тоже хочет наладить сборку своих машин в нашей стране. Производственные мощности IKCO не настолько велики, чтобы составить полноценную конкуренцию автопроизводителям из Поднебесной.