Итак, на минувшей неделе произошло то, чем так долго пугал российских водителей «АвтоВАЗ» — его головной завод в Тольятти начал производство упрощённых машин из семейства Lada Granta.
Сперва сообщалось, что выпуск таких версий, получивших обозначение Lada Granta Classic, начнётся в понедельник, 6 июня. Но из-за каких-то проволочек, о причинах которых не сообщается, первая машина сошла с конвейера сборочной линии СКП Kalina (единственной, которая сейчас работает на «АвтоВАЗе») в среду, 8 июня. Всего в этот день было сделано 68 таких автомобилей.
Объём выпуска упрощённых Lada Granta зависит от поставок нужных узлов и агрегатов. При самом пессимистичном варианте развития событий, при 4-х рабочих днях в 2 смены еженедельно будет выпускаться 3 500 машин, а при самом оптимистичном сценарии — более 10 000.
Под капотом всех Lada Granta Classic устанавливаются 90-сильные атмосферные бензомоторы ВАЗ-11182 объёмом в 1,6 л., работающие в паре с 5-ступенчатыми МКПП. Эти двигатели, ведущие происхождение от ВАЗ-2108 середины 80-х годов прошлого века, соответствуют давно устаревшему экологическому классу «Евро-2».
По уровню оснащения эти 4-колёсные недоразумения недалеко ушли по эволюционному пути от предназначенных для инвалидов серпуховских мотоколясок времён СССР. У Lada Granta Classic нет ни эйрбэгов, ни антиблокировочной системы тормозов, ни даже малоэффективной системы вызова экстренных служб «ЭРА-ГЛОНАСС».
Тем не менее, в перечне доступного оснащения остались электрический усилитель рулевого механизма, крепления для детских кресел, а также электрорегулировка и обогрев наружных зеркал. Ну, и на том спасибо — хоть что-то полезное сохранили…
Кроме того, для Lada Granta Classic предусмотрены электростеклоподъёмники передних дверей, центральный замок, стереоподготовка с 4-мя динамиками и даже бортовой компьютер — хотя непонятно, зачем он нужен при таком примитивном моторе. Наконец, автомобили получили штампованные стальные колёса диаметром в 14 или, опционально, 15 дюймов.
Все типы кузовов при этом сохранены: седан, лифтбек и универсал — включая «околоспортивную» модификацию седана Lada Granta Drive Active, выпуск которого должен начаться в ближайшее время. Цены на упрощённые «Гранты» начинаются с отметки в 649 000 руб. без учёта всех скидок.
Что касается Lada Granta Drive Active, то эта версия получила такой же силовой агрегат, что и Lada Granta Classic, а заодно — лишилась всего того же, что и обычные «Гранты» (включая опциональную ESP). Единственное её отличие — в ней сохранили штатный кондиционер.
Ближе к концу текущего месяца в Тольятти собираются начать производство упрощённых версий какого-то из внедорожников Lada Niva, а также универсала и фургона Lada Largus. А вот выпуск машин из флагманской линейки Lada Vesta в Ижевске начнётся не раньше нынешней осени.
Одним словом, жизнь на «АвтоВАЗе», вроде бы, налаживается. Но возникает вопрос: нужны ли будут российским автомобилистам, такие машины, лишённые «прожиточного минимума» средств безопасности, если их отказываются покупать сами сотрудники Волжского автозавода?
Информацию об этом опубликовало сообщество Avtograd News в социальной сети «ВКонтакте». Источником сведений выступили пожелавшие остаться инкогнито сотрудники одного из тольяттинских дилерских центров «АвтоВАЗа», участвующего в корпоративной программе предприятия.
Сотрудники сообщили о массовом отказе рабочих и служащих «АвтоВАЗа» приобретать машины Lada Granta Classic даже с фирменной скидкой. Более того, они не хотят покупать и «досанкционные» автомобили, которые имеются на складе, в том числе, отказываясь от сделанных ранее заказов.
Их нежелание ездить на таких «прелестных колхозных сноповязалках», как Lada Granta Classic, вполне понятно. Более того, как выяснили эксперты автомобильного интернет-портала Drom.ru, его разделяет большинство российских автомобилистов.
Специалисты Drom.ru провели среди них масштабный опрос, в котором участвовало более 11 000 водителей. В ходе опроса выяснилось, сколько из них готовы купить автомобили без подушек безопасности и прочих средств защиты ездоков. Так вот: подобные «антилопы гну» оказались не нужны 61% респондентов.
При этом 31% опрошенных сочли подушки безопасности очень важными компонентами, но, тем не менее, готовы купить машину без них при необходимости. Оставшиеся 8% респондентов вообще не придают никакого значения наличию или отсутствию эйрбэгов.
Следует отметить, что в некоторых регионах России безопасность машин сочли самым важным критерием выбора ещё больше автомобилистов. Ими оказались жители Москвы, Санкт-Петербурга и Татарстана — более 70% участвовавших в опросе водителей оттуда ни за что не купят примитивную машину без подушек безопасности и ABS.