Российский авторынок погрузился в кризис или только перестраивается в связи с санкциями? Где теперь купить машину? Куда продать свою? А главное – как при этом не оказаться с пустыми карманами?

Об этих и других вопросах поговорим с экспертом - директором крупной компании по автовыкупу Константином Кузнецовым.

авторынок

- Константин, расскажите, как фактически обстоят дела с автомобильной отраслью? Так сказать, новости не от журналистов и аналитиков, а от человека, который «варится» в этом каждый день.

- Рынок частично затих, это правда. Такой тишины и неопределенности я еще не наблюдал за всю свою деятельность. Многие популярные концерны расторгли контракты с Россией. Некоторые производители остались, но испытывают большие проблемы с логистикой, т.к. таможенные границы с «недружественными» странами перекрыты. Но это лишь одна чаша весов. А вторая наоборот зажила еще более активной жизнью, чем раньше. Я говорю о нашем «внутреннем муравейнике» – подержанных автомобилях, которые уже находятся на территории РФ.

- Есть ли спад или дисбаланс в цепочке спрос-предложение?

- Покупательская способность у населения не упала, это добрый знак. Так что спрос находится на привычном уровне, ограничился только выбор предложений. Но давайте будем реалистами, доля «нулевых» автомобилей и так составляла всего одну пятую от общего оборота (1:4 в пользу подержанных). А значит горевать тут особо не о чем. Резервы еще до краев наполнены экземплярами, которые несколько десятилетий смогут радовать своих владельцев, переходя из рук в руки. Поэтому, несмотря на все нынешние условия, Россия определенно далека от кризиса.

- Как обстоят дела с запчастями? Что будет при поломке «запрещенок»?

- Не буду лукавить. Запчасти на российские прилавки и до санкций поставлялись в большинстве своем неоригинальными. Родные можно было найти только непосредственно у официальных дилеров, либо везти под заказ для очень щепетильного клиента. Остальные автолюбители чаще всего с радостью и выгодой соглашались на установку копий. Хорошая новость заключается в том, что самый крупный производитель реплик – это Китай, который является нашим надежным другом, поэтому ожидать просадки в запчастях не стоит.

- Как будут выживать те концерны, которые не могут ввозить машины через границу?

- Думаю, что это приоритетная задачка для них на сегодня. Но в целом ровно также, как и остальные компании, которые приостановили свою работу, заморозив здесь свои производства, офисы или точки продаж. У автосалонов есть хотя бы еще одно возможное направление деятельности – Trade-In, которым они яро пытаются заполнить дыру в бюджете. Никогда раньше не видел от них такого взрыва рекламы. Они буквально захватили все авто-площадки, предлагая свои услуги.

- Насколько Трейд-Ин выгоден для конечного клиента?

- Это очень интересный вопрос. Мы ведь все понимаем, что на этот Trade-In они должны кормить 100+ сотрудников, содержать огромные офисы и парковки, а также оплачивать свой имидж и рекламу. Другого полноценного дохода у них нет. А значит становится абсурдной сама идея, что они дорого выкупят автомобиль у владельца. Здесь всё работает по очень простой схеме. У них всего два источника «навара» - это максимально дешево купить одну машину, и супер дорого продать другую. Как если бы вы хотели обменять свой смартфон в салоне, например. Скидка на новый составила бы всего 2 тысячи рублей, в то время как реализовать его по объявлению вы бы смогли в два-три раза дороже. Здесь та же история, только с большими суммами.

- Но зато таким образом можно в один день избавиться от прежнего транспорта и приобрести другой.

- В этом и кроется подвох, который вытекает из вышесказанных фактов. Поставка оригинальных запчастей является такой же проблемой, как и ввоз свежих автомобилей. У официальных автосалонов этих запчастей на сегодняшний день просто нет, а ставить копии они не имеют права. Из-за этого они вынуждены, во-первых, очень жёстко придираться к качеству товара – абы какое авто сейчас им продать невозможно, ведь они даже не смогут его починить. В итоге они почти не принимают авто с дефектами (тем более битые), покупают только отличные экземпляры, причем стараясь делать это за бесценок. А во-вторых, совершенно нет гарантии в качестве тех б/у машин, которые они предлагают приобрести у них взамен. Ведь они всё меньше способны устранить поломки, заменить прохудившиеся детали на новые. В результате, ваши потери от сделки становятся очень ощутимыми, а риск получить «кота в мешке» сохраняется, как если бы вы совершали покупку самостоятельно.

- Как же теперь выгоднее продавать и покупать авто?

- На данный момент автовладельцу прибыльнее делать это самому через надежные площадки объявлений. Как я уже сказал, рынок продолжает жить активной жизнью, поэтому найти покупателя будет нетрудно. Особенно если ТС в хорошем состоянии и не имеет запретов. Если же есть ограничения, либо сильные дефекты, которые нет средств устранять, то оптимальным решением будет обратиться в компанию по выкупу авто. Они есть во всех городах. Как правило, они готовы забрать любые образцы и сделать это в короткие сроки. Только выбирайте качественные фирмы. Также можно прибегнуть к их услугам, если у вас просто нет времени возиться с продажей вашего железного коня. На максимальную оплату рассчитывать конечно не стоит, но потери будут однозначно меньше, чем если воспользоваться обменом в салоне.

- Какие прогнозы в автомобильной отрасли следует ожидать?

- Трудно утверждать наверняка. Если в ближайшее время ограничения поставок не будут сняты, то вероятнее всего даже тем, кто сейчас решил остаться, придется покинуть наши площадки. Тогда нишу с энтузиазмом заполнит Китай и другие дружественные изготовители. В любом случае рынок не опустеет, так как спрос на эти товары будет всегда. В итоге предложение не задержится.