Пресс-служба Центробанка России сообщила о том, что главный финансовый регулятор нашей страны выступает против ремонта автомобилей по ОСАГО подержанными запчастями.
Такую позицию в Центробанке объяснили тем, что у запчастей с авторазборов нет никаких сертификатов качества. Кроме того, пока непонятно, по каким критериям оценивать это самое качество у таких комплектующих.
Специалисты Центробанка также напомнили о том, что в настоящее время закон разрешает ремонт автомобилей по ОСАГО только новыми запчастями. При этом они отметили, что сейчас довольно часто высказываются предложения разрешить такие работы с использованием «бэушных» деталей, что потребует соответствующих изменений в действующем законодательстве.
Такую инициативу Центробанк категорически не приветствует — в учреждении особо подчеркнули то, что у запчастей, снятых с подержанных машин не проверено техническое состояние (что совершенно справедливо). А это значит, что каждую такую деталь придётся отправлять на экспертизу.
В противном случае, говорить о более-менее качественном ремонте не приходится. Более того, итогом использования деталей, надёжность которых под большим вопросом, может стать прямая угроза безопасности дорожного движения — неожиданная поломка, например, в подвеске, рулевом механизме или тормозной системе способна спровоцировать тяжёлую аварию.
А вот то, что в список товаров, которых коснётся разрешение на так называемый параллельный (или «серый») импорт, осуществляемый без согласия правообладателей, войдут запчасти для автомобилей и спецтехники, в Центробанке одобряют. Такие детали и агрегаты (пусть даже и неоригинальные) сейчас, как правило, соответствуют всем технологическим нормативам.
Кроме того, в условиях острого дефицита автозапчастей, возникшего вследствие санкций, Центробанк России выступил с весьма актуальным для сегодняшнего дня предложением: учитывать при расчёте общей стоимости ремонта автомобилей по ОСАГО цены не на оригинальные запчасти, а на их аналоги, производимые сторонними фирмами.
По мнению экспертов Центробанка, такая мера необходима из-за высокой стоимости оригинальных запчастей, а также проблем с их доступностью. Специалисты также отметили, что рассчитывать ремонт по цене неоригинальных запчастей нужно, в первую очередь, для автомобилей тех производителей, которые свернули свой бизнес в России.
А вот при расчёте стоимости ремонта машин тех фирм, которые остались в России (а также, разумеется, отечественных производителей), как и прежде, будет учитываться актуальная стоимость оригинальных деталей. Цены же на их аналоги будут приниматься во внимание тогда, когда оригиналов не окажется в продаже — это сейчас, к сожалению, становится частым явлением.
В Центробанке считают, что такая схема расчёта выплат поможет пострадавшим в ДТП получать от автостраховщиков деньги в именно в тех суммах, которые нужны на ремонт каждой конкретной машины. Пусть использующиеся при этом детали и будут «неродными», зато новыми и соответствующими всем критериям качества, а стало быть, не создающими угрозы.
Когда новая схема получит практическое применение, к сожалению, не сообщается. Но ясно одно: её нужно вводить как можно быстрее — ситуация с запчастями и ремонтом автомобилей в нашей стране уже приближается к катастрофической.