В нашей стране уже не первый год изучается возможность массовой установки в автомобили так называемых алкозамков — электронных приборов, не позволяющих начать движение без проверки водителя на состояние алкогольного опьянения.
Применение таких гаджетов давно легализировано в большинстве развитых стран мира — в США, Канаде, Швеции, Австралии и др. Это нововведение оказалось очень полезным — оно за весьма короткие сроки позволило сократить количество нетрезвых водителей за рулём, что серьёзно снизило количество аварий на дорогах.
Для России проблема пьянства за рулём невероятно злободневна: по сообщению пресс-центра МВД, в течение прошлого года в нашей стране сотрудниками ГИБДД было выявлено 547 900 фактов управления транспортными средствами водителями, находящимися в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
При этом 283 800 нетрезвых водителей было лишено «прав», а 66 300 из них было привлечено к ответственности по ст. 264.1 УК РФ и ст. 12.8 КоАП РФ. Всего в течение 2021 г. пьяными водителями было совершено 9 942 ДТП (это каждая 9-я авария из случившихся в России), в которых погибли 2 554 человека, а ещё 13 195 — получили травмы различной степени тяжести.
Несмотря на то, что эта печальная статистика оказалась существенно ниже результатов 2020 г. (число «пьяных» аварий сократилось на 20%, количество погибших — на 18,5%, а пострадавших — на 19,8%), она по-прежнему остаётся очень неблагоприятной. Существующее положение дел, разумеется, нужно срочно исправлять.
Этому и должны поспособствовать алкозамки — российские власти надеются, что их массовое применение поможет спасти немало жизней на дорогах.
Поэтому, в июле прошлого года Министерство промышленности и торговли России подписало контракт с НАМИ, специалистам которого поручили изучить европейский опыт использования таких приборов и разработать проект их внедрения в нашей стране.
Сейчас стало известно, что проект ГОСТа «Автотранспортные средства. Системы контроля состояния водителя» полностью готов. Этот документ, в частности, регламентирует требования к автомобильным алкозамкам и входящим в их комплектацию алкотестерам, которые и определяют, трезвы ли водители.
В документе указывается, что алкозамки можно устанавливать в качестве штатного или дополнительного оснащения на легковые автомобили, LCV, грузовики и автобусы. Перед проверкой на алкотестере водитель будет обязан подтвердить свою личность с помощью видеокамеры, входящей в комплект алкозамка.
Подуть в алкотестер можно будет бесконтактным либо контактным способом — с помощью сменных пластиковых мундштуков (как на алкотестерах, применяемых сотрудниками ДПС). Минимальный объём выдыхаемого воздуха при этом составит 1,2 л., а сама проверка займёт приблизительно 15 сек.
Полученные с помощью алкозамков сведения о состоянии водителей будут передаваться по интернету бортовыми средствами коммуникации (например, мультимедийными системами) в отделы ГИБДД, а также, в случае грузовиков и автобусов — руководству занимающихся коммерческими перевозками фирм.
Разработанный в НАМИ проект ГОСТа также предусматривает возможность удалённого отключения алкозамка в то время, когда транспортное средство находится на техническом обслуживании или ремонтируется. Кроме того, пользоваться алкотестером не нужно после непродолжительной остановки, длительность которой не превышает 5 мин.
Наконец, в ближайшем будущем алкозамки планируется в обязательном порядке устанавливать в автомобили тех водителей, которые ранее были пойманы во время езды в нетрезвом виде и понесли за это наказание.
Информации о точных сроках вступления проекта в силу пока что нет. Но любой здравомыслящий автомобилист однозначно скажет, что подобные правила должны начать действовать как можно скорее — от них напрямую зависит безопасность всех участников дорожного движения.