Сегодня мы продолжаем разговор о том, как начавшиеся 22 февраля нынешнего года события могут повлиять на автомобильную промышленность и рынок России. Сразу же отметим, что уже появились некоторые негативные явления, но называть ситуацию катастрофической вряд ли стоит.
Как было обещано в прошлый раз, сегодня речь пойдёт о том, как отечественные автопроизводители пытаются справиться с кризисом. Больше всех пока преуспел на этом поприще «АвтоВАЗ» — его руководство, например, сумело найти альтернативные варианты поставок микрочипов, необходимых для автомобилей.
Напомним, что сейчас основным поставщиком компонентов для бортовой электроники автомобилей Lada является расположенное в Самаре предприятие знаменитой немецкой фирмы Bosch. Но непонятно, как руководство её головного офиса в Германии отреагирует на последние события.
Поэтому, «АвтоВАЗ» озаботился поиском новых поставщиков, и это ему удалось. Данных о том, что это будут за фирмы, сейчас ещё нет, но руководство Волжского автозавода сообщило о том, что 4 марта состоится общезаводское мероприятие, на котором и будут сообщены все подробности.
На сегодняшний день известно, что с новыми поставщиками уже проводятся переговоры по поводу подписания соглашений о закупках электронных компонентов. Этот процесс может занять примерно 2 месяца, поэтому, чтобы устранить дефицит автомобилей, «АвтоВАЗ» намерен в конце нынешней весны ввести субботние смены.
Несмотря на завесу тайны, понять, что это будут за поставщики, нетрудно — базируются они на Востоке. Всем давно и прекрасно известно, что стремительно прогрессирующий Китай сейчас производит всё — от спичек до космических кораблей, причём, быстро увеличивать объёмы производства чего-либо в Поднебесной умеют очень хорошо. Вот оттуда, скорее всего, в Россию и пойдут эшелоны микрочипов.
Это, конечно, событие положительное, но не обошлось и без «ложки дёгтя» о которой было упомянуто во вчерашней статье. Ей стало намерение «АвтоВАЗа» продать свое Опытно-промышленное производство (ОПП), расположенное в Тольятти. Сейчас уже ведётся поиск потенциальных покупателей, но стоимость пока не разглашается.
ОПП «АвтоВАЗа», на котором проводился мелкосерийный выпуск прототипов будущих серийных автомобилей Lada, а также разной экзотики наподобие гоночных «болидов» Lada Revolution, работало в 1993—2016 гг. Затем эту производственную площадку законсервировали из-за убыточности работы.
Опытно-промышленное производство было предприятием полного цикла с цехами штамповки кузовных деталей, сварки и покраски кузовов, а также с конвейерной линией. Все это располагалось в одном огромном здании с несколькими пристройками. Сейчас всё оснащение ОПП, кроме законсервированной окрасочной линии Eisenmann, демонтировано.
Чем может обернуться для «АвтоВАЗа» продажа ОПП? Ситуация тут двойственная. С одной стороны, ничего плохого в этом нет: Волжский автозавод, как и румынская фирма Dacia, сейчас входит в состав международного альянса Renault-Nissan-Mitsubishi.
Соответственно, согласно разработанному во Франции плану Renaulution, в течение ближайших лет «АвтоВАЗ» должен полностью перейти на выпуск машин на базе модульной платформы CMF-B, разработанной в Renault.
Это значит, что основные конструкторские работы будут проводиться специалистами французской фирмы. Инженерам «АвтоВАЗа» при этом останется только доработка кузовов и некоторых малозначимых деталей — тем более, что моторную линейку и трансмиссии в Тольятти менять явно не собираются (об этом говорит недавняя премьера Lada Vesta NG).
При сегодняшнем развитии информационных технологий и компьютерного моделирования, для проведения таких работ ОПП не нужно, но вот всё, что может случиться уже в ближайшем будущем — загадка.
Например, из-за введённых в отношении России санкций альянс Renault-Nissan-Mitsubishi вполне может исключить «АвтоВАЗ» из своего состава. Это, конечно, маловероятно, но от нынешнего сумасшедшего мира можно ожидать чего угодно.
Соответственно, проекты будущих российских автомобилей на «тележке» CMF-B закроются, а существующее сейчас производство «Лад» и «Рено» на платформе В0 будет свёрнуто. И что в этом случае придётся делать «АвтоВАЗу» для того, чтобы выжить?
Напомним, что своей конструкторской школы в России как не было, так и нет — отечественный автопром почти всегда (с небольшими исключениями, конечно) выпускал доработанные в соответствии с нашими условиями эксплуатации иномарки.
Справедливости ради, следует отметить, что это у советских, а потом и российских автозаводов более-менее получалось — с разной степенью успеха, но всё-таки. А вот создавать автомобили полностью «с чистого листа» в России сейчас вряд ли смогут — гениев инженерного дела вроде Андрея Липгарта, Виталия Грачёва и Юрия Долматовского у нас нынче нет.
Малая часть проектов Юрия Долматовского
А создавать полностью свои автомобили «АвтоВАЗу» в этом случае придётся — методом проб и ошибок. Так вот, чтобы пробы были как можно более удачными, а ошибок совершалось как можно меньше, Волжскому автозаводу не обойтись без особого подразделения, занятого именно разработкой новых моделей и созданием их прототипов. Но при этом собственного ОПП у автогиганта не будет.
Выходов из сложившейся ситуации может быть два. Первый — создание новых опытных цехов на основе оставшихся производственных площадей. Второй — отправить гонцов за Великую китайскую стену, после чего выпускать вместо Renault какие-нибудь модели, например, Geely, FAW или Beijing.
Увы, но при потере «АвтоВАЗом» контактов с европейскими автопроизводителями, скорее всего, будет выбран второй вариант. Например, недаром же КамАЗ недавно начал серийное производство новых грузовых автомобилей из семейства «Компас», представляющих собой доработанные китайские грузовики JAC N-Series. Это гораздо дешевле, проще и быстрее, чем разрабатывать свои модели «с нуля».
Что же касается других российских автозаводов — ГАЗа, УАЗа, «Урала» и прочих — их пресс-службы пока ничего не рассказывают о том, какие выходы из сегодняшней ситуации ищут руководители этих предприятий. Вероятно, что и они будут каким-то образом договариваться с автопроизводителями из Поднебесной.
Весомой предпосылкой к такому варианту -также служит и нынешняя ситуация с импортом автомобилей в Россию. Количество и состав зарубежных игроков на авторынке нашей страны уже начинают меняться, а как — рассмотрим в следующий раз.