Сегодня мы начинаем серию публикаций о различных присадках для бензина. Их применение, конечно, не столь важно, как тех, что предназначены для дизельного топлива, но бывает, что порой без них не обойтись.
Эти публикации будут особенно полезны начинающим автомобилистам. Кроме того, если владельцы дизельных автомобилей, как правило, хорошо осведомлены о необходимости использования присадок, то те, кто ездит на машинах с бензомоторами, зачастую даже не думают о том, что можно сделать «коктейль» в топливном баке. А зря…
Возьмём, например, качество отечественного бензина. Да, существуют стандарты, регламентирующие содержание присадок в бензине. Но «засада» в том, что далеко не на всех российских НПЗ эти стандарты соблюдаются на 100%. Поэтому, как показывает практика, проблему низкого качества горючего зачастую приходится решать самим водителям.
Самая, пожалуй, актуальная проблема, которая стоит перед российскими автомобилистами, владеющими бензиновыми машинами — несоответствие октанового числа топлива данным, указанным на ценниках АЗС. Для того, чтобы привести его в норму, существуют особые присадки — октан-корректоры.
Чтобы лучше понять, для чего они нужны, нужно знать, что такое само октановое число. Многие водители, особенно, неопытные, часто не до конца осознают, важность этого показателя, но именно ему требуется уделять повышенное внимание.
Итак, октановое число — важнейший индикатор качества бензина. Оно показывает способность бензина той или иной марки к самовозгоранию (детонации) при сжатии рабочей смеси в цилиндрах двигателя. То есть, чем больше цифра в марке топлива, тем большее давление оно способно выдержать без риска самовоспламенения.
Это самовоспламенение, оно же — детонация, представляет собой очень мощный взрыв, образующий ударную волну, которая производит разрушительное воздействие на детали кривошипно-шатунного механизма и ГРМ двигателя. Причин её возникновения несколько, но низкое октановое число — главная из них.
Разница между обычным горением и детонацией
Появляется детонация так: водитель давит на педаль акселератора, чтобы разогнать автомобиль, соответственно, мотор быстро набирает обороты. При этом поступающая в цилиндры горючая смесь испытывает воздействие постоянно повышающихся давления и, соответственно, температуры.
От этого воздействия она начинает самовоспламеняться (или, точнее, взрываться) ещё до её поджигания искрами от свеч зажигания. Частота таких микровзрывов превышает частоту оборотов коленчатого вала, поэтому количество и амплитуда образующихся при детонации ударных волн быстро нарастают.
В результате возникает непрерывная цепная реакция, при которой быстро распространяющееся пламя от непрерывно взрывающейся горючей смеси с постоянно возрастающими усилием и скоростью бьёт по деталям двигателя. При этом он начинает самопроизвольно набирать обороты, что очень трудно взять под контроль.
Что происходит в двигателе внутреннего сгорания при детонации горючей смеси
Как определить начало детонации: в моторном отсеке появляются характерные звуки — громкие звонкие удары, частота которых возрастает соответственно увеличению оборотов двигателя. Чтобы понять, какие звуки при этом возникают, нужно постучать небольшим гаечным ключом по блоку цилиндров.
Чаще всего это неприятнейшее явление происходит в одном, самом нагретом цилиндре, но, при определённых условиях, способна возникнуть во всём двигателе. Последствия его — самые плачевные. Во-первых, в детонирующем цилиндре обязательно пострадает поршень — в нём, скорее всего разрушатся перегородки между кольцами.
Разрушенный и оплавивишийся из-за детонации поршень
Кроме того, автомобильные поршни не имеют никаких теплоотводов и изготавливаются из особого алюминиевого сплава с весьма низкой температурой плавления. Соответственно, от длительной детонации поршень может попросту оплавиться, что повлечёт за собой повреждение его шатуна, а также гильзы цилиндра.
Следствием детонации также могут стать подгорание и растрескивание сёдел и тарелок клапанов, иногда ещё наблюдается также прогорание прокладки головки блока цилиндров. Разумеется, все эти детали затем приходится менять.
Вот что детонация делает с сёдлами клапанов...
Наконец, при детонации возникает сильная вибрация двигателя, которая ухудшает смазку его трущихся поверхностей. Итогом вполне может стать разрушение поршневых пальцев и шатунных вкладышей, а иногда и вкладышей коленчатого вала.
В общем, использование бензина с октановым числом, не соответствующим рекомендации автопроизводителя, запросто может довести до капитального ремонта мотора или даже до его замены.
Но детонация — худшее, что может произойти в двигателе, работающем на бензине с октановым числом ниже необходимого. Чаще бывает, что машина просто теряет приёмистость, хуже тянет на подъёмах и начинает расходовать больше горючего.
Кстати, если всё это появилось — уже повод насторожиться: до появления в двигателе звонких стуков может остаться совсем немного времени.
Чтобы избежать всех этих неприятностей и нужно применять присадки, корректирующие октановое число горючего. Но не все они идеальны: некоторые и сами могут навредить мотору. Особенности полезных и вредных октан корректоров мы рассмотрим в следующий раз.