Есть у дизельных двигателей малоприятная особенность, которая практически не встречается в бензомоторах — высокий риск появления коррозии на внутренних поверхностях деталей топливной системы, изготовленных из цветных металлов.
Почему так происходит? Причиной появления очагов коррозии служат в изобилии содержащиеся в дизельном топливе сернистые соединения, водорастворимые минеральные и органические кислоты, а также, разумеется, сама вода. А вот углеводороды, которых в солярке тоже очень много, корродирующего воздействия не оказывают.
При этом наиболее сильную коррозию вызывают различные сернистые соединения, которые можно разделить на активные и неактивные. Первые воздействуют на металлы сами по себе, а вторые образуют агрессивные оксиды при сгорании дизельного топлива — из-за них очаги коррозии появляются на топливных форсунках.
Коррозия на "стакане" топливной форсунки
Особенно вредны такие сернистые соединения, как меркаптаны (они же — тиолы), которые, кстати, невозможно полностью удалить при дистилляции дизельного топлива и его последующей очистке. Именно меркаптаны и служат главной причиной образования коррозии в топливной системе дизеля.
Оказывает негативное воздействие и вода, которой в баках дизельных автомобилей всегда больше, чем в топливных резервуарах бензиновых машин. Дело в том, что более плотная и вязкая, чем бензин, солярка имеет повышенную гигроскопичность, особенно при низкой температуре воздуха.
Так в топливном баке скапливается вода
Кроме того, в более вязком дизельном топливе вода осаждается медленнее — она длительное время остаётся в его толще. Причём, процесс увлажнения дизельного топлива происходит уже при его транспортировке к хранилищам АЗС.
Интенсивнее всего вода накапливается в полупустых ёмкостях — будь то автоцистерна, резервуар АЗС или топливный бак машины. Например, за год эксплуатации на дне топливного бака может накопиться 0,3−1 л. воды в зависимости от его объёма.
Заржавевшее из-за воды днище топливного бака
Самое печальное — то, что всего этого не удастся избежать, даже если заправлять только высококачественную солярку (её в России ещё нужно найти!). Не решают проблему и самые лучшие топливные фильтры — они задерживают только твёрдые частицы, а вот против сернистых соединений и воды бессильны.
Единственным выходом из такой ситуации служат специальные защитные присадки. Они содержат особые поверхностно-активные вещества — ингибиторы коррозии. Лучшими из них являются получаемые на основе нафтеновых кислот нафтенат меди и нафтенат цинка.
Например, последний работает так: при сгорании содержащего присадку с нафтенатом цинка топлива образуется окись цинка (ZnO). Она вступает в реакцию с вызывающими коррозию окислами серы (SO₂), образуя сульфат цинка (ZnSO₄), он же — сернокислый цинк. Это вещество (кстати, весьма ценный химикат) безопасно для металла, из которого сделаны детали топливной системы.
Помимо склонности к образованию коррозии, у дизельного топлива есть ещё одна «фишка», отличающая его от бензина: оно выполняет в моторах роль смазочного материала для всей топливной аппаратуры.
Повреждённая кислотой металлическая поверхность. Без присадок то же самое будет внутри топливной системы
Но при этом любая солярка, включая экологически чистый биодизель, сама по себе является далеко не идеальной смазкой, да и конструкция некоторых элементов топливной системы препятствует тому, чтобы горючее выполняло такую функцию.
А ведь, как говорится в старой пословице: «Человек любит ласку, а машина — смазку». Чтобы дизели не испытывали недостатка в предмете своей любви, при определённых условиях их эксплуатации в солярку приходится добавлять ещё один вид присадок — смазывающие. Речь о них пойдёт в следующий раз.