Министерство промышленности и торговли России подготовило пару проектов, которые, при их надлежащей реализации, способны сделать жизнь автомобилистов нашей страны проще и безопаснее.
Проект № 1: ограничить на законодательном уровне максимальную наценку, которую дилеры делают при продаже новых автомобилей — не более 10% от их первоначальной стоимости. В министерстве уверены, что это — довольно выгодная для дилеров «накрутка».
Исключением при этом станут китайские автомобили — цены на них контролируются непосредственно российскими представительствами фирм из Поднебесной. Недавно их примеру решила последовать также и Skoda, руководство которой очень недовольно большими наценками своих российских дилеров.
Сейчас министерство ведёт по этому поводу переговоры с Ассоциацией российских автомобильных дилеров и производителями машин. Напомним, что сейчас из-за дефицита автомобилей и высокого спроса на них дилеры не стесняются «накручивать» цены.
Например, нередки случаи, когда наценка, которую дилеры просят за новый автомобиль может достигать 30−40% от его первоначальной стоимости. В денежном отношении она порой составляет 1 000 000 руб.
Что же, сейчас для желающих приобрести новый автомобиль жителей России такой закон будет очень выгоден, но вот в перспективе…
Когда дефицит на новые машины исчезнет, а наценка в 10% останется, из дилерских прайс-листов обязательно исчезнут базовые, самые дешёвые модификации автомобилей, пусть даже бюджетных. Это сильно ударит по кошельку наших автомобилистов, имеющих средний достаток.
Второе предложение выдвинул сам министр промышленности и торговли России Денис Мантуров. Он считает, что в нашей стране необходимо ввести так называемый срок годности автомобилей.
Министр отметил, что при этом все государственные программы, стимулирующие рост спроса на новые машины, необходимо увязать с ограничением сроков эксплуатации уже выпущенных транспортных средств. Первыми же под действие этого закона должны попасть грузовики и автобусы.
По мнению Дениса Мантурова, такой шаг поможет снизить число старых автомобилей на дорогах страны. Это, в свою очередь, позитивно отразится на дорожной безопасности.
Напомним, что по данным статистики, сейчас по дорогам России ездит примерно 3 000 000 автомобилей, сошедших с конвейера более 35 лет назад.
Самое большое количество таких «долгожителей» — среди грузовиков: примерно 15% от их общего числа было выпущено до 1987 г. Относительный показатель количества подобных «аксакалов» в автобусном парке в 2 раза меньше — их доля составляет 7,5%.
Следует признать, что эта законодательная инициатива действительно способна принести пользу (большая, кстати, редкость в наши дни). В самом деле, безопасно ли ездить в ветхих автобусах, которых полным-полно в российской провинции, по «убитым» дорогам, да ещё и при нашей культуре вождения?
То же самое можно сказать и о древних грузовиках, выработавших все мыслимые сроки эксплуатации, но до сих пор ездящих, да ещё и часто с перегрузом. Да, эти машины до сих пор находятся на ходу благодаря золотым рукам провинциальных автомехаников.
Но последние, какими бы гениями в своём деле они не были, не в силах предотвратить все изменения конструкционных материалов, которые появляются с течением времени.
Да и оригинальные запчасти к давно снятым с производства машинам сейчас исчезли — их приходится заменять более-менее подходящими аналогами.
А вот как эти аналоги поведут себя при эксплуатации — большой вопрос. Часто бывает, что оснащённый ими грузовик или автобус превращается в самоходную «бомбу замедленного действия», которая, увы, рано или поздно непременно сработает.
Поэтому, Денис Мантуров в данном случае совершенно прав: место таких автомобилей — в ретро-коллекциях, а на дорогах они должны появляться только в колоннах парадов старой техники. А подвергать риску жизнь и здоровье участников дорожного движения их эксплуатацией однозначно не стоит.