Причины появления новой гоночной модели были продиктованы формальностями – изменениями в регламентах, касающихся автомобилей классов B5 / B6. Для того, чтобы одновременно удовлетворять требованиям Международной автомобильной федерации (FIA) и ограничениям, действовавшим на Чемпионате Чехословакии, SKODA приступила в начале 1970-х годов к разработке двухместного гоночного автомобиля с открытым кузовом для шоссейно-кольцевых гонок и соревнований по подъему на холм. Кстати, предприятие, выпускавшее автомобили SKODA, в то время именовалось AZNP. Automobilová závody národní podnik – Автомобильный завод, Народное предприятие.
Чехословацкие конструкторы владели искусством трансформации. Сложно поверить, что гоночный автомобиль, показанный на фотографии, сделан на основе серийного четырехдверного заднемоторного седана – массовой модели SKODA 110 L. Правда, алюминиевый кузов у спортивного автомобиля свой, а 150-сильный четырехцилиндровый двигатель с верхним расположением распределительного вала (OHC) был заимствовал у экспериментальной модели SKODA 720, к дизайну которой приложил руку известный итальянский дизайнер Джорджетто Джуджаро. Однако у автомобилей 720-й серии мотор располагался спереди, а у гоночной модели – сзади.
SPIDER B5 был создан в единственном экземпляре и отличался компактностью: длина – 3 650 мм, ширина – 1 700 мм, высота – 850 мм. Кузов и двигатель спортивного прототипа постоянно совершенствовались. Рабочий объем мотора автомобилей серии Š 720 OHC сначала был увеличен с 1,5 до 1,6 л, а затем – до 1,8 л. Более того, в своем последнем гоночном сезоне в 1975 году автомобиль имел уже двухлитровый мотор, который позволял развивать скорость до 220 км/ч – показатель зависел от передаточного числа в редукторе задней оси.
Конструкторы SKODA сперва оснастили автомобиль пятиступенчатой коробкой передач от другой чехословацкой модели, Tatra 603, но вскоре заменили ее на трансмиссию собственной разработки. Рулевой механизм – за исключением новой колонки – также был взят у серийных автомобилей ŠKODA. Подвеска в целом соответствовала той, что ставили на массовые ŠKODA 110, хотя пружины и амортизаторы подобрали свои, а тормоза усилили, но принципиально схему не меняли: спереди – дисковые механизмы, сзади – барабанные. Для автомобиля массой всего 630 кг хватало. На легкосплавные 13-дюймовые колесные диски устанавливали гоночную резину Dunlop. Автомобиль был непрост в управлении, за что получил прозвище «скокан» – в переводе с чешского «прыгун».
За рулем SPIDER B5 выступали заводские гонщики, представители известной династии: Ярослав Бобек (Jaroslav Bobek), его старший брат Вацлав (Václav), а также сын Вацлава Бобека – Вацлав Бобек младший (Bobek Jr.). Ярослав Бобек после череды побед в шоссейно-кольцевых гонках и соревнованиях по подъему на холм, а также двух выигранных чемпионатов в 1972 и 1974 годах пересел на более современный SPIDER II Type 733 с двухлитровым мотором.
SKODA SPIDER II дебютировал в середине сезона 1975 года. Прототип имел полностью переделанный кузов под требования технического регламента чемпионата Европы среди спортивных автомобилей с объемом двигателя до 2 000 см3. Автомобиль отличался улучшенной аэродинамикой и новой силовой структурой кузова, рассчитанной на применение более мощного двигателя.
Двигатель SKODA SPIDER II, также построенный на основе мотора SKODA 720, мог, в зависимости от варианта исполнения, иметь один или два распределительных вала в головке блока цилиндров, оснащался системой смазки с сухим картером и развивал до 180 л.с. Заводское спортивное подразделение нашло валюту для закупки необходимых импортных компонентов, способных улучшить показатели прототипа: SPIDER II получил трансмиссию FT200, тормоза Girling и амортизаторы Koni.
Подвеска 13-дюймовых колес была реализована за счет двойных поперечных рычагов спереди и многорычажной конструкции сзади в соответствии с передовыми технологиями, применяемыми в европейских гоночных автомобилях того времени. Шины для SPIDER II поставлялись компанией Goodyear. При сухой массе 585 кг автомобиль имел максимальную скорость от 200 до 240 км/ч (в зависимости от передаточного числа трансмиссии) и разгонялся от 0 до 100 км/ч всего за 4 с.
В 1975 году Ярослав Бобек принял участие в нескольких гонках на SPIDER II, включая знаменитый подъем на холм Ecce Homo в Штернберке, неподалеку от чешского города Оломоуц. Именно тогда он стал первым гонщиком, преодолевшим эту дистанцию менее чем за четыре минуты. Карьера самого быстрого автомобиля SKODA всех времен завершилась из-за нелепой случайности на очередной гонке по подъему на холм в городе Гласна-Тршебань (Чехия). Одержавший победу Ярослав Бобек пересек финишную черту и столкнулся с другим автомобилем, который по неизвестным причинам ехал против хода движения. Оба пилота остались невредимы, однако SPIDER II был так сильно поврежден, что ремонт признали нецелесообразным. Впрочем, не все потеряно. SKODA SPIDER II в настоящий момент проходит полную реставрацию и со временем займет место в заводском музее.
За автомобилями SKODA на каждый день приезжайте в дилерские центра АСЦ.
Мы ждём вас на консультацию и тест-драйв.
АвтоСпецЦентр
Официальный дилер SKODA
АСЦ Химки, Ленинградское ш. 1.5 км от МКАД
АСЦ Внуково, Киевское шоссе, 5 км от МКАД
АСЦ Каширка, Каширское шоссе, д. 45
АСЦ Марьино, ул. Марьинский парк, д 1
Сайт: http://www.ascgroup.ru/